«Легенда о Берене и Лютиень», или Спектакль для своих и не своих

В толкинистскую тусовку нередко приходили и приходят люди не потому, что им нравится творчество Профессора (книги можно и дома почитать), а потому, что в этой среде много людей, пишущих песни по мотивам произведений в стиле фэнтези. Причем нередко сам автор книги вовсе не имел в виду той философской глубины, что вкладывают в свои стихи наши поэты. Увидеть больше, чем задумал создатель героя или мира – это, видимо, свойство именно наших соотечественников, недаром о «загадочной русской душе» говорят уже почти два века. Одним из известных авторов фэндома была и есть Скади, Людмила Смеркович. Причем зачастую она писала не просто песни, но циклы: «Битый лед», «Брин Мирддин», «Лэ о Лейтиан». На основе последнего Полина Нахимовская поставила рок-оперу «Легенда о Берене и Лютиень».

Что интересно, спектакль получился двухуровневый. Несведущий зритель увидит в нем сказку о любви вождя людей Берена и эльфийской принцессы Лютиень. Ну, а те, кто разбирается в предыстории Войны кольца, знают, что «Легенда» — это всего лишь эпизод из истории Арды. На это указывают и многочисленные отсылки в тексте. Например, Моргот говорит о событиях, случившихся много веков назад, но повлиявших в итоге на исход его битвы с Финродом, королем Нарготронда:

И на белые камни в ночи
Невиновных кровь пролилась.
Это нолдор, сковав мечи,
Посягнул на высшую власть
В Альквалондэ!

На это же намекают слова Колегорма и Куруфина:

Семь братьев клятвой связаны одной,
И наша клятва не чета всем прочим.
Мы, как один, в любой вступаем бой
За Сильмарилл! За подвиг отчий!

Но, собственно, что случилось в Альквалондэ и что за подвиг совершил отец Феанорингов, напрямую в спектакле не говорится. Кому нужно, тот знает или узнает это, прочитав «Сильмариллион». Кому не нужно, тот вполне может обойтись без этой информации, сюжет рок-оперы достаточно понятен. Кстати, в этом заключается высший пилотаж. Если зритель, попав на спектакль, который во многом относится к субкультуре, понял, что происходит, это круто.

И заслуга в этом всех создателей «Легенды о Берене и Лютиень»: и автора Людмилы Смеркович, и режиссера Полины Нахимовской, и художника по костюмам Дарьи Лефлер, и художника по свету Дмитрия Машкары и многих других людей. Дело в том, что героев легко отличить друг от друга, несложно понять, на какой они стороне и к какой расе принадлежат. Эльфы Дориата одеты в зеленые одежды, их собратья из Нарготронда – в синие. Берен носит грубую кожу, которая с одной стороны подчеркивает его принадлежность к смертным, с другой позволяет маскироваться в лесу. Одежда эльфийской королевы Мелиан украшена листьями, что намекает на прошлое этой майи. Костюмы представителей темных сил, Моргота и Саурона, зловеще пламенеют красным и багровым. Сцена битвы Финрода и Саурона сопровождается видео-проекцией, показывающей, о чем они поют, о чем грезят или вспоминают, мы видим то грозный огонь, то синее море, ласкающее берега Амана. И вот эти визуальные подсказки очень помогают зрителям.

Пятнадцатого декабря 2024 года в роли Финрода на сцену вышел Евгений Егоров, который не просто талантливый певец, но и лауреат премии «Звезда Театрала» 2024 года. Как говорится, тут комментировать – только портить, ибо Евгений – один из лучших исполнителей этой роли. В роли Лютиень можно было увидеть Дарью Бурлюкало, исключительно многогранную певицу, которая может быть и темной богиней Такхизис, и светлой эльфийской девой, причем в каждой роли смотрится исключительно достоверно. Михаил Потехин отлично справился с ролью Берена, сложность которой заключалась в том, что петь приходилось, ведя бой с орками. Ну, то есть, представляете: и мечом махать, и слова арии помнить, и дыхание не сбить. Мелькором стал Святослав Беседин. Вот уж владыка, так владыка! Для его мощного голоса, кажется, маловат даже большой зал Фольклорного центра «Москва».

Очень хорош был Александр Рычков в роли Даэрона, менестреля при дворе Тингола. Вообще, Александр – мастер перевоплощений. На концерте посмотришь – современный молодой человек с модной стрижкой. А потом на сцену выходит совершенно аутентичный Гермес, Рейстлин или Даэрон. Понятно, что труд художников по костюмам и по гриму никто не отменял, но и актерский талант надо учитывать. Сыновей Феанора сыграли близнецы Семен и Федор Немцевы. И это интересный пример того, что похожие как две капли воды актеры могут существовать в рамках одного спектакля, легко вписываясь в сюжет.

Резюме. Очень достойная постановка, причем разный актерский состав на финальный результат не сильно влияет, а сюжет легко понять даже тем, кто с творчеством Толкиена не знаком.

Екатерина Урзова специально для Musecube
Фотографии Елены Клюевской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.