Маргарита, преданная Мастером: «Таська» в ШДИ

Первая жена от Бога, вторая – от человека, третья – от черта

Русская народная пословица

В Школе драматического искусства премьера! Главная героиня «Таськи» режиссера Глеба Черепанова – Татьяна Николаевна Лаппа, первая и самая малоизвестная исследователям творчества писателя жена Михаила Булгакова.

Возможно, не все согласятся с приведенной в эпиграфе пословицей, однако как минимум ее начало в отношении Михаила Булгакова бесспорно: то, что сделала для него Татьяна (или попросту Таська, как он ее звал), переоценить сложно. Благодаря работе великолепной команды (автор пьесы – Малика Икрамова, художник по свету – Алексей Михалевский, сценография и костюмы – Ольга Левенок, композитор и музыкальный руководитель – Кирилл Тепляков, хореограф – Александр Шеверов, видео – Александр Шапошников) и особенностям зала ШДИ «Глобус» каждый зритель целиком погрузится в непростую историю знаменитого писателя и испытает совершенно новые театральные ощущения. Круглая сцена движется вверх-вниз, действие происходит то на верхотуре, то в «подвале».

Семейная жизнь и неурядицы четы Булгаковых переплетаются с фантасмагорией (бал у сатаны, варьете и пр.) – создается ощущение присутствия чьей-то недоброй дирижерской палочки, управляющей судьбой Булгакова, с каждой минутой все сильнее чувствуешь, как героя затягивает воронка славы, а он, перефразируя Пушкина, и сам затягиваться рад. Интересно, могла бы «Таська» играться в обычном зале и, если да, то какой бы была? Да нет, она потеряла бы значительную часть своей прелести. Идеальное приспособление спектакля к пространству! Над сценой висит и тоже периодически опускается гигантский оранжевый колпак: то ли столь любимый писателем абажур, символизирующий семейный уют, то ли намек на то, что герои под колпаком у судьбы. Впечатляет! А разобраться со сменой эпизодов нам помогает певица, пропевающая, какой сейчас будет год и где происходит действие.

Постановка Глеба Черепанова – это не просто многослойные хитросплетения биографий реальных людей и порождений фантазии Булгакова с добавлением персонажей «Мастера и Маргариты», Фауста с Мефистофелем, лермонтовского «Демона», стихотворений Бродского, Левитанского и даже трех мойр вокруг лежащего без сознания Михаила Афанасьевича. Главное в другом: это такой спектакль-напоминание: прежде чем Булгаков стал тем Булгаковым, который прочно поселился в школьных учебниках и разошелся на цитаты, он был просто хорошим мальчиком Мишей, студентом. Позже – врачом, страдавшим от наркозависимости. Тяга к словам (это замечательно показано с помощью падающих букв, а впоследствии – забавного эпизода с Чеховым и Гоголем, с которыми герой почувствовал себя на дружеской ноге) его обуяла позже.

И не пролила бы Аннушка подсолнечное масло на беду Берлиоза, если бы не беззаветное служение мужу маленькой храброй женщины – Таськи. Михаил Афанасьевич просто не дожил бы. Татьяна Лаппа как минимум трижды (от морфия, от тифа и банально от голода) спасла мужа от смерти, из-за него она не смогла стать матерью, не смогла эмигрировать… в ответ же получила посвящение «Белой гвардии» другой женщине (а обещано-то было ей!) и сомнительное упоминание в «Мастере и Маргарите»: некоторые исследователи считают, что слова Мастера о бывшей жене «Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню» – это камешек в огород именно Татьяны Николаевны. Ну да не нам судить!

Возможно, «Таська» – это своеобразное развернутое спасибо театра и режиссера первой музе одного из любимых наших Мастеров. Получилась очень булгаковская пьеса и очень булгаковский спектакль, мистический, затягивающий. Браво! После выхода из зала тянет прочитать или перечитать биографию Татьяны Лаппы и убедиться, что она все-таки смогла впоследствии найти личное счастье.

Хочется отметить интересные видеовставки и достойные искренних похвал актерские работы. Прежде всего это Александра Гладкова (Таська, прошедшая путь от легкой веселой девочки до исстрадавшейся, но не потерявшей достоинства и чувств к мужу женщины) и Ольга Малинина (мать Булгакова. Классическая свекруха в начале – почти любая замужняя зрительница оценит!). Заслуживающая внимания работа Вадима Дубровина (Булгаков. Признаться, актер так хорошо играет предательство, что несмотря на раскаяние Михаила Афанасьевича и вознесение его в финале – это потрясающе красиво – сопереживать персонажу сложно. Да и надо ли? В центре внимания здесь Татьяна Николаевна). Анастасия Привалова (Варя), Анна Чепенко (Вера), Анна Пик (Надежда Афанасьевна и Агавни-джан), Сергей Ганин (отец Александр и Иван Павлович Воскресенский), Евгений Поляков (Мефистофель), Ольга Надеждина (Гелла) и Анна Чепенко (женщина, говорящая на арамейской) – браво! Каждая работа яркая, запоминающаяся, сделанная с душой.

А первые впечатления от «Таськи» мы получаем в фойе – прямо-таки по заветам великого Ю.А. Завадского, считавшего, что первый аккорд спектакля должен звучать до подъема занавеса, чтобы зрители могли погрузиться в атмосферу спектакля еще перед его официальным началом. Но тут я умолкаю, чтобы не лишать сюрприза впервые пришедших сюда театралов. Скажем так, «Таська» начинается с неба… кстати сказать, и заканчивается тоже небом.

Нельзя не упомянуть многочисленные и совершенно чудесные костюмы, которые хочется рассматривать. Музыка, свет, цвет – все запоминается и филигранно встраивается в общую картину. Кстати, основной цвет постановки – оранжевый (цвет тепла, энергии и оптимизма): впервые юная беззаботная Таська появляется в ярко-оранжевом платье, и такое же покрывало падает в финале на вновь молодую и улыбающуюся девушку. Из оранжевого окна наливает Татьяна Николаевна горячую воду в таз, чтобы согреть руки замерзающему мужу. Почти перед поклонами умирающему черно-белому кукольному Булгакову с руками-деревяшками, которыми уже ничего не сделать, сестра приносит ярко-оранжевые мандарины. Не забываем и про упомянутый уже колпак над сценой, под которым встает спасенный женой молодой Булгаков… И где, спрашивается, благодарность? О мужчины, вам имя – вероломство!

Да, трудно сдержать эмоции. Однако спектакль не ставит своей целью вынести приговор Мастеру. Пьеса Малики Икрамовой получилась все-таки о любви. Героиня спектакля очевидно напоминает Маргариту – эдакая чуточку ведьмочка, а недогадливых зрителей наведет на эту мысль веточка мимозы, но постепенно образ меняется, углубляется, и перед нами просто любящая, страдающая и отдавшая все, что могла, женщина, которую отбросили за ненадобностью, как изношенную одежду или флакончик от спасительного, но уже ненужного лекарства. Увы, увы, та, которая была идеальной женой Булгакова-врача, не годилась в жены Булгакову-писателю. Ну что ж! Литературоведы могут спорить, с кого написана Маргарита, но, по сути, была ею именно Татьяна Николаевна Лаппа. Уверена, с этим согласится каждый театрал, посмотревший «Таську» в ШДИ.

Марина Моисеева специально для Musecube

Фотографии автора (мобилография):


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Последние новости: