23 марта на Новой сцене Александринского театра состоялось торжественное объявление лауреатов VI Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». Режиссером-постановщиком церемонии закрытия фестиваля в этом году стал художественный руководитель «Тетра Post» Дмитрий Волкострелов, превративший праздничное мероприятие в небольшой спектакль-перформанс, к которому в качестве эпиграфа вполне подошли бы слова Элиса Эллисона из романа Альфреда Дёблина «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу»: «Все в мире имеет свое обозначение. Было бы лучше для нас и для нашего сознания, если бы в мире было поменьше слов. Не надо воображать, что, когда произносишь то или иное слово или слышишь его, что-нибудь проясняется».
Хотя в данном случае слова все-таки были, хоть и не звучали. Вместо речей, как когда-то на сеансах немого кино, играл приглашенный оркестр музыкантов, разместившихся по периметру сцены. Награждение проходило согласно структуре пьесы, традиционно включающей пролог и эпилог, действия с явлениями и промежуточное интермеццо. Пришедших насладиться торжественным зрелищем в курс происходящего вводил текст на большом экране, перед которым лицом к залу стройными рядами сидели номинанты премии.
Известная способность Волкострелова заставить зрителя почувствовать себя не совсем комфортно и удобно в своих креслах, дала о себе знать на первых же минутах представления. В качестве пролога при помощи треугольника – ударного музыкального инструмента – была исполнена композиция “Silver Streetcar for the Orchestra” бостонского неоклассициста, композитора Элвина Люсье из альбома с символическим названием “Nothing is Real”. Композиция появилась в 1988 г., и сам Люсье называл ее перформансом, продолжительность которого варьируется в зависимости от предпочтений исполнителя. Удивительно, с какой предсказуемой четкостью и точностью, как отлаженный часовой механизм, всегда срабатывает, казалось бы, давно всем известный прием затягивания какого-либо процесса, происходящего на сцене, будь то пауза, монотонно повторяющийся текст или металлические тремоло и ритмические фигуры музыкального треугольника. Даже самая искушенная и эрудированная публика не обходится без реплик вроде «браво режиссеру» и сдавленного смеха в отдельных местах зала. Это не хорошо и не плохо, это только говорит о том, что, по аналогии с пословицей «старый друг лучше новых двух», давно задействованный метод расшевелить уши и души, а заодно поменять настройки восприятия окружающей действительности все еще рано выбрасывать на помойку. Публика продолжает оставаться живой, реагирующей и очень разной. Тем не менее, как всегда у Волкострелова, каждое его движение (как и любая неподвижность) внутри сценического действия оправданно и является незаменимой составляющей общей концепции замысла, цельного и продуманного.
Как некогда отсутствие звука в немом кино было обусловлено не столько слабо развитыми техническими возможностями, сколько отсутствием эстетической потребности в нем, так в постановке церемонии была поставлена под сомнение необходимость вербального воспроизведения текста в век высоких информационных технологий, приучивших людей к восприятию информации с экранов компьютеров и телефонов, будь то новостные ленты, смс-сообщения, посты в соцсетях и блогах. «Действие» представления, как и зачастую «действие» в реальной жизни переносится на мониторы различных модификаций.
На церемониях такого формата до момента объявления победителя в каждой отдельной номинации происходит перечисление всех, кто в ней представлен. В данном случае имена, фамилии и названия спектаклей, как титры, медленно ползли по большому экрану рядом с крупным планом лиц самих номинантов, сидящих в этот момент на сцене и снимаемых в он-лайн режиме. По их собственному признанию по окончании торжественного мероприятия, о формате проведения церемонии сами участники узнали перед самым ее началом.
Видеопредставление номинантов сопровождалось звучанием партий различных инструментов, иногда перебивающих и накладывающихся друг на друга. После визуального напоминания о претендентах на экране появлялся чистый лист в формате doc, хорошо знакомый каждому пользователю ПК, с мигающим на нем курсором. Кто-нибудь из помощников, сидящих за ноутбуками, располагавшимися вокруг сцены, открывал заветный конверт и набирал на клавиатуре имя победителя. Вместо привычных в такие моменты благодарственных речей, букетов и поклонов счастливый обладатель премии подходил к компьютеру и набирал текст, который ему в этот момент приходил в голову. А в голову приходило разное и, как правило, совершенно несерьезное, что еще больше оживляло происходящее.
«Олян, кричи. Обещала», – написал Константин Соловьев, победивший в номинации «Лучший молодой художник» (спектакль «Нос», режиссер Денис Хуснияров, лаборатория «ON.Театр»).
Даниил Пиктурный и Алексей Платунов, лучшие молодые менеджеры (спектакль «Remote Петербург», БДТ им. Г. А. Товстоногова) благодарили «мамупапузоютемсашу», а лучшая молодая актриса драматического театра Гала Самойлова (Акакий Акакиевич Башмачкин в спектакле «Шинель. Балет», режиссер Максим Диденко, продюсерский центр «КонтАрт») от волнения «так и не придумала, что написать, извините».
Максиму Фомину (Арбенин в спектакле «Маскарад Маскарад», режиссер Семен Александровский, театр «Приют комедианта»), победившему в номинации «Лучший молодой актер драматического театра» вольно или невольно за счет случайной описки в слове «писать» удалось передать привет Юрию Грымову с его нашумевшим в последние дни постом о спектакле Александра Огарёва «Анна в тропиках» московского Электротеатра «Станиславский».
Лучший молодой исполнитель роли второго плана в драматическом театре Григорий Чабан (Игнатий Ильич Шпигельский в спектакле «Все мы прекрасные люди», режиссер Юрий Бутусов, Театр им. Ленсовета) не смог присутствовать на церемонии, тем не менее его лаконичный ответ «Я так рад» на экране появился.
Премию в номинации «Лучший молодой режиссер в драматическом театре» присудили Максиму Диденко за постановку спектакля «Шинель. Балет» (продюсерский центр «КонтАрт»). Этот спектакль также победил в номинации информационного партнера фестиваля НЕВА FM.
Почетной премией был награжден режиссер Руслан Кудашов «За поддержку молодых талантов».
Специальные призы получили:
— Настасья Хрущева «За музыкальный прорыв в драматическом театре»»,
— Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Павел Михайлов за актерский ансамбль в спектакле «Жизнь за царя» (режиссер Джулиано ди Капуа, Teatro di Capua),
— актриса Татьяна Маслова «За продвижение русского фольклорного театра» от Дирекции театрально-зрелищных касс,
— Сергей Волков (Бертольд Брехт в спектакле «Кабаре Брехт» режиссера Юрия Бутусова, Театр им. Ленсовета) от официального спонсора Премии чая TESS.
В качестве эпилога торжества Дмитрий Волкострелов продемонстрировал зрителям мало кем виденное семиминутное видеописьмо «Adieu au TNS» Жана-Люка Годара, снятое им в 1998 г., где в центре истории сам режиссер, не нашедший понимания у студентов-актеров, посчитавшего его устаревшим. Единственными звучащими словами на этой церемонии становится печальная песенка Годара перед камерой. В этой прощальной песне есть слова, которые могли бы стать напутствием всем, перед кем сейчас раскинулось неизвестное и необозримое пространство будущего: «Вознеситесь еще раз, не задумываясь о правилах». Но, совершая очередную попытку дать свой личный ответ на вопрос «что такое современный театр?», может быть, когда-нибудь вспомнится именно этот тихий голос и одиноко стоящая посреди комнаты фигура человека с сигарой, чьи фильмы некогда оказали революционное влияние на мировой кинематограф и чьи лекции не захотели слушать студенты спустя несколько десятилетий.
За те годы существования Санкт-Петербургской премии «Прорыв» молодой, экспериментальный театр уверенно занял свое место в театральном пространстве Петербурга. В этом году она была символически посвящена 50-летию выхода человека в открытый космос. Символы – дело серьезное. Возможно, когда-нибудь дети и внуки нынешних организаторов устроят юбилейный фестиваль в честь 50-летия премии, способствовавшей открытию множества новых планет и поддержавшая людей, совершивших прорыв в неведомые доселе измерения и пространства.
Елена Немыкина, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Дарии Пичугиной с церемонии вручения премии Прорыв
Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ