В последнее время на театральной сцене все чаще встречается упорная тенденция к постановке не самых легких произведений, из которых подавляющее большинство – инсценировки. Перевести в театральную систему координат эпическое произведение – тяжелый труд, который удается не всем. Однако же выпускник режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Е. Каменьковича и Д. Крымова Алексей Логачев проявил удивительную смелость, и силами студентов того же курса появился спектакль «Москва-Петушки» по одноименной поэме Венедикта Ерофеева.

Москва-Петушки

В постановке умудрились не просто не навредить Ерофееву, но еще и расставить акценты таким образом, чтобы получилась действительно поэма, не теряющая своего постмодернистского изыска даже в театральном формате. Веничка, в исполнении Максима Симакова (получившего, кстати, за эту роль премию «Золотой лист»), не просто какой-то рядовой забулдыга, пусть даже и интеллектуал, а именно трогательный, тонко чувствующий поэт, мечтатель, мчащийся в райские Петушки к своей «не женщине, а бланманже» (Елизавета Пащенко), все возможные вопросы по поводу неоднозначности образа Венички пропадают из-за обаяния актерской игры.

Спектакль, который легко мог бы быть монологом, таковым не является. Молодые артисты создают на сцене целый мир «ангелов небесных»: милиционеров, официантов в вокзальном ресторане и прочих разнообразных попутчиков Венички. Как будто пришедшие из 60-х – 70х годов, их герои разворачивают перед глазами зрителя целое крупномасштабное произведение с двумя главными героями: один из которых – трагическая судьба одного непризнанного гения, а другой – судьба и история всего русского народа, веками закованная пьянством.

Будучи некогда дипломным спектаклем, «Москва-Петушки» часто меняли площадки. Ими была и 39я аудитория ГИТИСа, и Театральный Центр «На Страстном», но на сцене «Булгаковского дома» спектакль как будто бы обрел желаемую законченность. Площадки влияют на спектакли немногим меньше, чем все его составляющие.

К этому произведению, в силу его неоднозначности, можно либо прийти сразу, либо не прийти никогда, уж слишком его специфика ударяет сорокоградусным по нашим многостарадальным печенкам. Но как бы оно ни было, следует признать, что все, что написал в «Петушках» Ерофеев – о нашем народе. У которого те самые глаза, «пустые и выпуклые…. Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят» И ох как это все актуально, особенно в наше неспокойное предвыборное время. А что касается спектакля: зрителя не обманешь. Чтобы не говорили занудные театральные критики, судьбу спектакля решает зритель, и по очень простому принципу: нравится или не нравится. И с этим молодым, бодрым и точным спектаклем все определено: нам нравится.

Юлия Зу, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Марии Мельниковой со спектакля Москва-Петушки в Булгаковском доме смотрите здесь.

10 КОММЕНТАРИЯ

  1. Юля, очень нравится, ты специалист в области театра 🙂 снимаю шляпку!

  2. это произведение- квинтэссенция того, что принято называть “загадочной русской душой”. НЕ знаю, как им удалось, но если и вправду удалось- держись булгаковский домик- я иду))

  3. Юля, пройдет еще немного времени – и занудные театральные критики будут костерить наш портал на чем свет стоит – за народную любовь и любовь тех, кто делает сейчас русский театр. Так им, занудам, и надо будет! Ибо нефиг :)))

Добавить комментарий для Кристина Игнатова Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.