13 октября на сцене «Балтийского дома» один из ведущих деятелей современного литовского театра Оскарас Коршуновас представил спектакль по пьесе Максима Горького «На дне», который был признан главным событием театрально сезона 2010 в Литве.
В своем камерном спектакле Оскарас Коршуновас не просто сопоставил суровую правду жизни героев с ложью и жестокой реальностью, но и заставил зрителя задумать о том, какая она на самом деле, губительная истина.
Одним из удивительнейших нюансов спектакля Коршуноваса, продолжительностью чуть больше часа, стал акцент на отсутствие одного из главных героев пьесы — Луки. Фигурация его лица олицетворялась лишь в воспоминаниях других персонажей. В своей постановке режиссер отказывается от полноценной картины повествования и оставляет от общего сюжета лишь «каркас». Завязка как таковая отсутствует, а четвертое действие изобилует терпкими фразами, выдернутыми из общего контекста.
Особый акцент делает режиссер не только на немного измененном привычном ряду событий, но и на пейзажных слайдах, призванных в полной мере передать общее настроение действия. Автоматическая смена картин помогает зрителю погрузиться в атмосферу «жизненного изгнания» в полной мере, а актерам глубже показать необходимые переживания. На сцене, в немалых количествах, возвышались этажерки из пластиковых ящиков из-под испитых бутылок. А главное место действия всей постановки — стол, за которым герои делились своими суждениями о назначении человека, был уставен бутылками как пустыми, так и полными, что в определенной мере показало зрителю как мало и много надо для того, что бы поднять тему разговора о правде.
Расплескивая хмель по граненым стаканам, герои один за другим произносят тосты «за человека!», вспоминают сладкую жизнь, канувшую в лету, а также истории настоящей и чистой любви. Но на протяжении всего действия, ни один из персонажей не проникается в «сказку» другого — он слишком поглощен своей потухшей жизнью и осознанием того, что о будущем и речи быть не может.
Своего Луку герои дождались, но он ушел, а они остались в горькой яме безликого отчаяния. Единственное что им остается — пить и, дойдя до нужной кондиции, драться, ну или, в лучшем случае, плясать. Тише других ведет себя Татарин, «скромник» в куртке с капюшоном, скрывающим пол-лица, остальные же демонстрируют, будто им есть что сказать.
В завершение постановки режиссер выводит на сцену повесившегося Актера и, с долей фарсовой интонации в голосе убеждает зрителя в праведности гамлетовского монолога об актерах. Разрешение спектакля аккордом фрустрации не вызвал за столом никакой яркой смены настроения. От того и развязка в сердце зрителя звучит печальным аккордом.
Мари Бонне, специально для MUSECUBE
В репортаже использована фотография с официального сайта театра «Балтийский дом»
Добавить комментарий