От любви до налогов. Один шаг

В не столь далеком прошлом, помнится, дело было в 2009 году, Россию посетил глобальный экономический кризис. Что это тогда было – миф, активно используемый телевизионщиками, чтобы пугать доверчивое население, или реальная проблема – не скажут даже опытные эксперты. Однако он дал почву огромному количеству предсказуемых и не очень последствий, одним из которых стала постановка спектакля «Школа налогоплательщиков» труппы Молодежного театра на Фонтанке по одноименной пьесе Луи Вернея и Жоржа Берра. Спектакль получил оглушительный успех, и с тех пор артисты во главе с режиссером Михаилом Черняком время от времени балуют зрителей этой легкой, ненавязчивой комедией.

8 марта «Школа», успевшая за несколько лет стать не такой актуальной (угроза падения мирового рынка пока что миновала), была дана вновь. Теперь уже в контексте любимого женского праздника, что вполне обоснованно. Легкомысленная, полная метафор, остроумных эвфемизмов, ироничных жалящих шуток и абсолютно лишенная всяческого дидактизма пьеса оказалась очень кстати вечером праздничного дня. Зрители вместе с режиссером спектакля, уставшие от драматизма и трагизма, глубокой философии и душевных метаний, на сей раз могли быть спокойны – здесь их ничего подобного не ожидало. Развлекательный театр, как он есть. Однако всем ли он по душе?

Итак, история, на которой все завязывается, поначалу весьма интересна, в духе авантюрных романов и лихих афер. Начальник департамента налогообложения Эмиль Фромантель (Михаил Черняк) дерет деньги с незадачливых лопухов-налогоплательщиков. Объясняет он это исключительным патриотизмом – нужно же как-то поднимать бюджет страны, а то хитрованы, которые находят способы недоплачивать, уже притомили. Благо таких немного, и финансовые дыры можно заполнить средствами дураков, не знающих свои права. Что ж – логично. В это время единственная и горячо любимая, избалованная и изнеженная дочь начальника Жюльетта (Юлия Шубарева) проматывает папочкины, а заодно и мужнины деньги, и влезает в долги.

Муж Жюльетты Гастон Вальтье (Евгений Славский) – очаровательный раздолбай – может лишь помочь ей в усугублении долга, потому как «совершенно мил, и ничего не умеет делать». Кстати, Евгений единственный приглашенный артист, каждый раз Молодежка заимствует его у БДТ им Товстоногова.
И тогда на подмогу приходит рыцарь с охапкой розовых кутов под мышкой – миллионер Лашапелод (Евгений Клубов). Он выписывает кокетливой транжире чек на 220 тысяч франков. Она, конечно, поначалу ломается с видом напускной гордости: «Вы не можете полюбить меня настолько сильно». Но принимает денежный дар.

Гордость Гастона оказывается уязвлена, и, пытаясь вернуть самоуважение, а также избежать участи рогоносца (что постоянно ему пророчит тесть), он лихорадочно ищет работу. Но поскольку работать – это не в его стиле, а «стать чиновником может не каждый, к этому нужно иметь предрасположенность», он заходит в тупик. Вовремя ему на помощь приходит малыш Жиру (Александр Андреев), секретарь Фромантеля, невнятный, робкий, заикающийся бумагомаратель, объект всеобщей снисходительной любви. Отметя такие незатронутые кризисом профессии, как ростовщики, гробовщики, держатели дешевых забегаловок, опять же, чиновники и стряпчие по банкротству, они придумывают «Школу налогоплательщиков», которая будет призвана помогать наивным обывателям и богатеньким уклонистам скрывать свои доходы.

Отсюда все и закручивается. Первый акт подходит к концу, а завязка отпускает зрителя заинтригованным. Стоит, наверное, попросить прощения за столь длинный и обстоятельный пересказ фабулы. Однако это было необходимо, потому как впоследствии выясняется, что на этом и заканчивается весь смак. Конечно, любопытно следить за дальнейшим развитием «Школы налогоплательщиков». Зритель видит, каким успешным становится дело, приносящее миллионный доход. Бизнес растет, набирает обороты и в итоге разоряет само правительство Франции до такой степени, что министр финансов (Александр Черкашин) переходит на сторону хитроумных аферистов: «Легче балансировать между двумя женщинами, чем сбалансировать бюджет».

Тем не менее, авантюрный блеск уходит на второй план, уступая место не столь увлекательной мелодраме. Вместо того, чтобы наблюдать за похождениями проныры Гастона, который оказывается не таким уж тюфяком, и обнаруживает в себе неожиданный талант к надувательству, мы смотрим, как развиваются отношения между ним и женой. Режиссер не показывает нам тысячи хитроумных планов по избавлению от налогов. Зато мы имеем шанс наблюдать за унылыми интрижками бесящейся с жиру Жюльетты, у которой ходят в поклонниках теперь уже и Лашапелод, и малыш Жиру, успевший подрасти и стать чуть более уверенным в себе Раймоном, и новенький – поэт Пьер Сериньи (Денис Цыганков).
И лишь однажды зритель наслаждается изобретательной и рискованной аферой – Гастон разрабатывает план сокрытия доходов самого министра финансов и превращает его поместье в убыточный отель. Все остальное действие завязано на попытках понять – что же все-таки нужно Жюльетте, а в ее лице и всем женщинам – чтобы муж платил по счетам или чтобы каждую минуту был рядом. Это продолжается на протяжении трех с половиной часов.

Нет, конечно, талантливая актерская игра не оставляет вопросов – легко, непринужденно они веселятся, едят и пьют, решают дела и бегут на свидания, целуются, страстно любят и не менее страстно ненавидят, ругаются и мирятся под атмосферный сопровождающий французский шансон. Гармонично смотрятся и оригинальные декорации, придуманные Владимиром Фирером. Чего стоит хотя бы рекламная афиша прямо на Эйфелевой башне. Плюс к тому, со сцены с частотой раз в три минуты сыплются ироничные шутки, которые легко могут стать афоризмами: «Среди красивых женщин больше всего безработных. Еще бы! Они как предмет роскоши – в случае необходимости экономить будут именно на них». И зрители искренне смеются – первые полтора часа точно.

Но наступает момент, примерно после появления поэта-любовника, когда действие становится затянутым. Состязание за самодостаточность между тестем и зятем – скучным из-за отсутствия реакции первого. Налаженная деятельность «Школы налогоплательщиков» приедается, потому что ей ничто не угрожает. А семейная борьба между Гастоном и Жюльеттой и вовсе надоедает. И если поначалу история была похожа на сюжет пьесы Клода Манье «Оскар», то потом она превращается хотя и в качественную, но все же лишь комедию положений с элементами романтики и без закрученных, неожиданных поворотов.

И уж точно не назвала бы этот спектакль иронией над налоговой системой и сложностями жизни налогоплательщика, с одной стороны, и заботами чиновника, с другой. Это история не про хитроумные махинации с прорехами в законодательстве, а про то, на что способен влюбленный мужчина ради женщины. Одним словом, горе не от ума, а от любви. И даже не от любви к деньгам. Впрочем, последнее к Жюльетте не относится. У спектакля мог бы быть слоган: женщина – двигатель прогресса, как в умах, так и на деле.

Одним словом, спектакль хорош для праздничных вечеров, когда хочется отдохнуть от морализаторства. Особенно приятно это выглядит в женский день, когда обаятельный и предприимчивый Гастон утверждает свое право на любимую и берет то, что ему причитается. Когда малыш Жиру застенчиво подмигивает залу и краснеет в благоговении перед величием возлюбленной. Когда расточительный Лашапелод одним росчерком спасает даму в беде (впрочем, не забыв при этом подсчитать убытки). Неоднократно со сцены звучат поздравления женской части зала, врываясь прямо в контекст повествования. При этом актуальных острозубых шуток на злобу дня под конец пьесы становится все меньше. А про политические и экономические коллизии, и вовсе, говорят уже только в приложение к романтическим страстям.

Может, оно и к лучшему – все же случай особый. К тому же, спектакль своей славой и репутацией давно доказал право на существование. Да постановка и не претендует на большее: «Хочется просто посмеяться, отдохнуть, развлечь зрителя», — признался Черняк. А если бы не так много излишнего лиризма, она была бы вообще блестящей. Ну а пока увиденное на сцене кого-то порадовало, кого-то до колик рассмешило, возможно, иных и не затронуло вовсе – но неизменно прошло так же легко и непринужденно, как и любой праздник.

Ксения Щербакова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Александра Елисеева смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.