петрОчень страшно идти на премьеру в любезный твоему сердцу театр, когда ты не вполне уверена, что же на самом деле увидишь. Как я уже признавалась, «Модерн» — моё главное открытие прошлого театрального сезона, тот случай, когда и сердцу, и уму. А тут вдруг обещается глобальная трилогия «Антихрист и Христос», посвящённая таким величинам, как добро и зло (или свет и тьма, если говорить поэтичнее), и её первая часть — спектакль «Пётр» (он же — «Пётр I» или «Пётр Первый»; в разных материалах постановка именуется то так, то иначе) как раз в конце прошлой недели успела громко родиться на сцене «Модерна».

В основе спектакля — романы Дмитрия Мережковского и Алексея Толстого о первом российском императоре (который, кстати, ровно 300 лет назад получил свой титул — то есть, премьера «Модерна» ещё и эту историческую веху отмечает), но в первую очередь — страстное желание Юрия Грымова изучить, «как под знаменем Христа можно служить и Антихристу».

А вот насколько удачной получилась столь смелая попытка, я попробую поразмышлять…

Если погружаться в интервью самого Грымова и его артистов, становится понятно, что подготовка была глубочайшая: закапывались в недра истории, вдумчиво читали Толстого с Мережковским, размышляли о личности Петра, о его деяниях, об оправданности того или иного шага… О цене, заплаченной за каждый из них народом России…

Казалось бы, чего ещё желать? Такой подход почти гарантирует мощное погружение в эпоху и человека. Ан нет…

Проблема в том, что Грымов не ищет ответы на вопросы вместе со зрителями. Для себя он все точки над i расставил и просто ведёт публику за собой — мол, сидите и наблюдайте. Такой подход тоже возможен — почему нет?

Но у «Петра» есть неприятная лично для меня особенность: отсутствие связной пьесы. Я всегда ратую за хорошую драматургию — так вот, Грымов меня ей не порадовал. Такое впечатление, что «Пётр» создавался подобным образом: была эдакая длинная штуковина, брусочек, символизирующий жизнь императора. Потом его в нескольких местах разрезали, из общей массы выхватили небольшие кусочки и сложили вместе. Вроде, снова похоже на единое целое, а по факту — отрезки, не имеющие никакой связи между собой.

Событие — хоп! — следующее. Хоп! — ещё одно. При этом у предыдущего нет логической концовки, и в дальнейшем о нём могут вообще не вспоминать. Для чего оно так долго и вдумчиво демонстрировалось? О чём оно должно было нам рассказать? Куда привести?

Персонажей заявляют, со всех сторон показывают залу, заинтересовывают ими… И отбрасывают за ненужностью (например, походя сообщая, что они, де, недавно умерли). Героев масса, кто они — неизвестно (никто же не штудирует перед походом в театр учебник по истории и романы Мережковского с Толстым), какие они — непонятно…

Почему Грымов выбрал именно эти моменты для своего трёхчасового действа? Нет, строительство Петербурга и флота, пожар в Москве или казнь стрельцов (а как здорово и феерично это всё показано, честное слово!..) — тут без вопросов. А те, другие кусочки, которые, как по мне, вообще не важны и не связываются в общую историю — они зачем?

Ясное дело, Грымов знает. Для него всё, что происходит на сцене, основополагающе и раскрывает суть именно ЕГО Петра. Но я-то в его голову залезть не могу, и мне было просто физически плохо в зрительном зале. Я не понимала, что происходит. Я старалась всеми силами постигнуть смысл — и терпела сокрушительное поражение.

Я ушла из театра в основательно растрёпанных чувствах и с уверенностью, что на сей раз Грымов ошибся. Размышляла несколько дней. Общалась со знакомыми, тоже посмотревшими «Петра», но, в отличие от меня, прыгавшими после спектакля до потолка от восторга. И пыталась осознать, как же так? Что происходит? Кто, в итоге, прав — я, разочарованная, или другие (мнению которых я обычно доверяю), восхищённые? А они мне говорили, мол, да зачем ты копаешь? Сидела бы да смотрела, тонула в атмосфере и артистах! Это — кайф!..

И был мне инсайт. «Пётр» — это не спектакль. Это арт-объект. Его нужно просто изучать, рассматривать и вглядываться в детали.

Есть у меня и другая аналогия: премьера «Модерна» — это будто бы памятник на высоком постаменте. Сверху на вас смотрит Пётр — тот, которого вы себе представляете, благодаря школе, фильмам и книгам (и вот тут отлично вписывается «модерновский» Пётр-двойник, возникающий перед взором императора на протяжении всего первого акта; ну да, это же не живой человек, взошедший на престол 300 лет назад, а наше представление о нём).

А под ним, бронзовым, монументальным — красивенный постамент, на гранях которого — тончайший рельеф, отражающий разнообразные сцены из жизни Петра. Вот — он с семьёй. А тут — рубит бороды боярам или рвёт зубы солдатам. Здесь — на болотах (и на костях) вырастает столица. А с обратной стороны — допрос царевича Алексея…

Вы смотрите на эти кусочки бытия сквозь призму восприятия и таланта скульптора, и всё, что нуждается в вашей трактовке, так это только насколько мастерски выточены лица и фигуры.

Когда я пришла к этой мысли, спектакль «Модерна» сразу повернулся в моей голове под иным углом. Я не могу сказать, что резко испытала восторг — я просто, думается, поняла постановку и её суть.

Если, сидя в зале, просто позволить себе плыть по волнам происходящего, рассматривать «рельеф» (то есть режиссёрские приёмы и находки), отдавать себе отчёт, что задача арт-объекта — влиять на чувственную сферу и, возможно, демонстрировать знакомые вещи в непривычном виде, то, думаю, будет хорошо и насыщенно.

Ну, потому что, главное впечатление от «Петра» даже у меня — это очень, ОЧЕНЬ красиво.

И вот ведь как: пустая сцена. Почти полное отсутствие декораций. Вот что имеется — так это оригинальные костюмы. А всё остальное — безудержная фантазия постановщика. И знаете что? Больше здесь ничего и не нужно!

Грымов «рисует» своё эпическое полотно на чёрном холсте сцены, позволяя театральным краскам завладевать всем доступным пространством. При этом большинство мизансцен (если не считать массовых сцен первого акта) крайне лаконичны и ограничены «территориально» (я совру, если скажу, что герои усиленно перемещаются из угла в угол). Но ни капельки пустоты — сцена в трёх измерениях заполнена энергетически, и порой даже кажется, что места-то маловато (что характерно, особенно часто это ощущение возникает, когда перед нами проживают своих персонажей всего двое артистов).

Так что я резюмирую: увы, «Пётр», как ни крути, совершенно не моя трава. Мне необходима крепкая драматургия, а тут этот момент стал необязательным.

Но даже я утверждаю, что премьера «Модерна» эстетически прекрасна. Этот спектакль невероятно сложно фотографировать. Верней, нет, снимать-то его — одно удовольствие, а вот отбирать потом самые удачные кадры — задача почти невыполнимая. Ибо всё, что запечатлела камера, хочется показать другим людям. Собственно, лучше я форму спектакля, пожалуй, и не опишу.

И есть у «Петра» ещё одна невероятная грань — актёры, участвующие в постановке. Труппа «Модерна» мне полюбилась уже давно, и я со всей ответственностью заявляю: эти люди могут, пожалуй, всё. Вот и поднять на свои плечи «императорский» замысел Грымова — без проблем.

Я могу не соглашаться с трактовкой образа Петра (в общем-то, это я и делаю; как по мне, первый российский император был иным, нежели на сцене «Модерна»), но с той задачей, которую перед ним поставил Грымов, Юрий Анпилогов справился идеально. От него почти невозможно оторвать взгляд, а во время каждой его фразы зал замирал, как будто от этих слов зависела жизнь зрителей.

Так что свои печали и разочарования я вам описала. Равно как и попыталась разъяснить сама для себя (в первую очередь), почему же «Пётр» оставил иную почтеннейшую публику в полнейшем восторге.

На какой из чаш весов окажетесь лично вы, понятия не имею. Тут важно вот что: если, выйдя из театра, я хотела только лечь и умереть под кустиком, чтобы больше не страдать после увиденного, то сейчас, сделав описанные выше открытия, я даже готова снова посмотреть «Петра». И, может быть, постигнуть его более правильно — так, как задумал Грымов.

…вот получится ли — другой вопрос…

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь
Фотографии Татьяны Вальяниной можно посмотреть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.