Портрет одной души: Ведь только к раненым сердцам находит путь Христос

портрет одной души

25 ноября на Большой сцене ЦДРИ состоялся показ камерного мюзикла «Портрет одной души» (автор либретто Наталья Сажина, автор стихов Татьяна Белянчикова, композитор Олег Михайлов (он же – виртуозный пианист, под чуткими пальцами которого рояль ожил и стал полноценным и полноправным участником действия), режиссер Дмитрий Белянушкин).

Спектакль являет собой органичное переплетение ряда произведений Оскара Уайльда («Портрет Дориана Грея», «Счастливый Принц», «Соловей и Роза»), связанных между собой вечной темой – темой любви, причем отнюдь не в романтичных ее проявлениях, которая, как нить, по воле автора нанизывает на себя судьбы персонажей.

Начинается представление сценой заключения Оскара (Игорь Балалаев) в тюрьму. Заключения за «непристойное поведение», что во времена жизни героя считалось весьма существенным проступком, достойным самого серьезного осуждения. Заключения, которое оказало значительное влияние на его психику, его отношение к жизни и мироощущение…

А дальше зритель оказывается в некой матрице, где, по сути, стёрты временные и пространственные границы, где происходящее на сцене может восприниматься одновременно и в «реальном времени», и в виде некой «ретроспективы», воспоминаний, иллюстрированных ожившими героями произведений Уайльда. Ощущение «матрицы» усиливается тем, что частично текст зачитывался Игорем Балалаевым с листа (как исторически известно, непосредственно в тюрьме реальный Уайльд по судебному решению был лишен возможности пользоваться письменными принадлежностями, и, следовательно, не мог вести записи. Но ведь ничто не мешало ему сделать это после выхода из заключения.).

Зрителю дается возможность прикоснуться к сокровенному, к тем струнам души самого Автора, которые человек не всегда готов открыть даже самым близким людям.

портрет одной души

Яркое эмоциональное противостояние Глэдис (Агата Вавилова) и Генри (Максим Заусалин) в попытках выяснить, кто же из них сильнее любил Дориана, и любил ли вообще. Жесткие и жестокие попытки уязвить друг друга, а, фактически, некая броня, боязнь раскрыть свои истинные чувства, ведь не зря говорят «чем шире ты распахнешь руки для объятий, тем легче тебя распять».

Ласточка (Юлия Чуракова), которая, прочувствовав людские горе и страдание, из беззаботной птички становится самоотверженной личностью, готовой ценой собственной жизни помогать другим, и Принц (Эмиль Салес), который только после смерти увидел, как плохо живется подданным его королевства. И не остался равнодушным, а сделал все, что мог, чтобы хоть кто-то из них стал счастливее.

А история влюбленного Студента (Владислав Юдин), желающей «корзину подснежников в декабре» Хэтти (Екатерина Новоселова-Волкова), самоотверженного Соловья (Денис Котельников) и прекрасной белой Розы (Екатерина Варкова)! Все они пережили надежду и разочарование, душевный подъем и полное опустошение – повороты, отражающие суть самой нашей жизни.

Интересное режиссерское решение – постоянное присутствие Уайльда в каждой сюжетной линии, его взаимодействие с персонажами. И, если в предыдущих спектаклях Автор был некой незримой тенью, практически незаметно подсказывал своим героям, в каком направлении им следует двигаться, а то и просто оставался нейтральным наблюдателем, то в этот раз воздействие было активным, иногда казалось, что даже против воли персонажа. Но Автор на то и автор, что именно в его власти находится все, что происходит на страницах произведения, особенно в личных, можно сказать, интимных, моментах, отражающих собственные эмоции и переживания.

Каждый из героев в той или иной мере стал жертвой сюжета, предложенного автором, жертвой обстоятельств. Но, что самое главное, у каждого из них был выбор – проявить эгоизм или же, ценой собственной боли и страданий, постараться принести в этот мир чуть больше Света и Любви.

И они сделали свой выбор.
«Ведь только к раненым сердцам находит путь Христос» (с).

Нестандартным решением продюсера была объявленная накануне встреча с артистами после спектакля, в ходе которой творческий коллектив и зрители получили возможность обменяться впечатлениями от происходившего на сцене «по горячим следам», глаза в глаза.

И особо следует отметить, что формат камерного мюзикла предполагает минимальное звуко-техническое обеспечение процесса (в ЦДРИ было несколько «хоровых» микрофонов и подзвученный рояль). С одной стороны это, бесспорно, интересный опыт и для артистов, и для зрителей, с другой – зрителям следует учитывать эти особенности при выборе места в зале.

Мария Гордиенко специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь

Фотографии Любови Гайворонской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.