Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Выбор «Маленького принца» для Cанкт-Петербургского детского музыкального театра «Карамболь» не случаен. Премьера, состоявшаяся девятого сентября, стала заметным событием не только для зрителей, но и для самого театра. Режиссёр Антон Оконешников, создавая в этом театре свою четвёртую постановку, подошёл к материалу с искренним и глубоким уважением к первоисточнику — притче Антуана де Сент-Экзюпери. Он сберёг фабулу, позволяя истории раскрыться в своей первозданной чистоте и трогательности.
Автор инсценировки Анастасия Букреева сохранила точность оригинального текста, сюжет и ключевые мотивы. И, тем не менее, это эксперимент, ведь молодой режиссер драматического театра предлагает совершенно новое осмысление сказочной истории.
Тема отношений взрослых и детей выходит на первый план, становясь центральным мотивом спектакля. Здесь исследуется не только столкновение мировоззрений, но и попытки понять друг друга, что придаёт постановке дополнительную глубину. Одной из уникальных черт музыкального театра «Карамболь» является равноправная игра взрослых и детей-актёров. Такой подход позволяет новой интерпретации «Маленького принца» звучать особенно современно, а спектакль разрушает привычные границы, стремясь найти отклик в сердцах и детей, и взрослых.
По словам Ирины Брондз, композитора и художественного руководителя театра, она долго вынашивала идею постановки, исследуя биографию и внутренний мир Антуана де Сент-Экзюпери, стремясь не просто пересказать сказку, а создать свою увлекательную историю, которая смогла бы говорить, и с детьми, и со взрослыми. Именно поэтому было решено отойти от существующего западного музыкального материала — французского и английского мюзиклов — и написать оригинальную музыку, которая не только выразила бы чувства и идеи известного писателя, но и приблизила бы их к детям. Здесь партитура объединяет трогательные мелодии, которые раскрывают внутренний мир героев, и яркие, запоминающиеся темы, передающие атмосферу путешествия и встреч с удивительными персонажами.
«В музыкальном материале я использовала не только опыт своего консерваторского органного прошлого, но и попыталась соединить это с традициями мюзикла, но ровно в том объеме, который не мешал бы погружению в основные смысловые моменты произведения. В каком-то смысле я согласна с режиссером Антоном Оконешниковым: мы создали «антимюзикл». Хотя всё зависит от того, что мы вкладываем в понятие мюзикл…»
В спектакле ясный и выразительный язык либретто (стихи написал Алексей Иващенко — автор мюзикла «Норд-Ост») переплетается с метафорическим содержанием, а ключевые символы раскрываются на нескольких уровнях, предоставляя зрителю выбор: следить за героями на сцене или за видеопроекцией действия, происходящего в реальном времени. Этот кинематографический приём добавляет спектаклю особую сложность: любые неточности в мимике актёров могут быть выведены на крупный план, что требует от них предельной сосредоточенности и мастерства.
Маленький Принц (Ярослав Гребельный) разговаривает с Лётчиком (Сергей Овсянников) так, будто он ничего не смыслит в его мире. И это неудивительно: трогательный голос Принца передает детское восприятие, полное непосредственности и искренности, которое еще недоступно Лётчику с его бытовыми заботами. В центре действия ярко проявляется конфликт между взрослыми и детьми: они не просто говорят на разных языках, но и вообще едва ли понимают друг друга. Режиссёр мастерски подчеркивает эту разницу: взрослые с их консервативными взглядами выглядят просто нелепо на фоне мальчика, которому достаточно просто нарисовать барашка.
Это проявляется и в пластике актёров: Маленький Принц движется с лёгкостью и грацией, ловко балансируя и перенося центр тяжести, забираясь на астероиды — декорации его планеты. Он воплощает образ бесстрашной любознательности. Лётчик, напротив, словно прикован к земле. Его движения скованны, ноги кажутся тяжёлыми, а взгляд выдаёт внутренний груз опыта и сомнений. Да и плечи то и дело ползут к ушам, стоит Принцу произнести что-то дерзкое, никак не вписывающееся в привычный мир взрослого. Напряжение в их взаимодействии становится основой диалога — попыткой понять друг друга и примирить два мира, столь разные по своей сути. Актёры играют на контрасте, и этот приём гармонично вплетается в общую драматургию сцены.
Костюмы актёров ансамбля (художник Сергей Илларионов) заметно выделяются на фоне общей цветовой палитры спектакля. Особенно запоминается сцена с зловещими баобабами в грязно-зелёных одеждах, протестующими против столь необходимой уборки планеты. Созданные образы передают не только ощущение угрозы, но и их связь с земной стихией: грязно-зелёные тона ассоциируются с запущенностью, хаосом и разрухой.
Затронутые в мюзикле темы от экологических вопросов до глубоких философских размышлений Маленького Принца о любви и дружбе делают спектакль особенно актуальным как по части внутреннего, так и внешнего мира, а глубокие музыкальные мотивы и визуальные акценты находят отклик как у взрослых, способных уловить аллегории и метафоры, так и у детей, которым близка сказочная форма повествования.
Путешествия Маленького Принца и Лётчика по планетам раскрываются через хореографию ансамбля и выразительные звуки оркестра, создающие атмосферу одиночества и отстранённости. Каждая встреча с жителями этих миров — Королём, Дельцом, Пьяницей (Андрей Котов, Дмитрий Стефанов, Сергей Коровин) — подчёркивает бессмысленные человеческие стремления, лишающие их счастья. В противовес естественности и искренности путешественников, которые, даже в своих нарочито простых костюмах с шлемами из мусорных корзин, выглядят гораздо живее и счастливее, чем обитатели незнакомых планет. Эта деталь не только вносит оттенок иронии, но и подчеркивает ведущую мысль: счастье не заключается в амбициях или бессмысленных стремлениях, а в способности видеть мир глазами ребёнка, свободного от условностей и предрассудков.
Несомненно, оркестр под руководством дирижёра-постановщика Сергея Тарарина является полноценным героем действия. Его исполнение усиливает драматический градус постановки, тонко подчёркивая её ценности и специфику. Так, например, кульминационным моментом становится появление Розы (Наталия Лебедева). Её лирическая ария заметно выбивается из общей музыкальной партитуры, привнося в спектакль особую эмоциональную глубину и нежность. На фоне более динамичных сцен её игра акцентирует внимание на хрупкости и красоте, которые воплощает Роза.
Отдельного внимания заслуживает Лис (Егор Матвеенко). Он совсем не похож на крошечного Лиса со страниц книги. Его костюм необычен — неформально-туристический. Теперь он уже не просто маленький путник, направляющий Маленького Принца. Он гораздо больше напоминает своего в доску наставника — единственного трикстера спектакля, который иронично бросает свои мудрые реплики в зал и, безусловно, завоёвывает симпатию самой юной аудитории.
Ближе к концу второго действия режиссёр вновь обращается к метафорическому языку, создавая драматическую сцену прощания Маленького Принца с Лётчиком. Их последний диалог — важный момент возвращения к себе, своей ответственности и привязанности. Настоящие связи остаются с нами, даже если физическое присутствие исчезает. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Это буквально — метафора взросления.
Взявшись за руки, Маленький Принц и Змея (Анна Балобанова) исчезают в светящемся портале, завершая путешествие главного героя. Змея олицетворяет цикличность жизни — явление, от которого не уйдёшь и не спрячешься. Она подчёркивает, что по-настоящему важны не материальные вещи, а ценности и связи, которые остаются после нас.
Здесь прослеживается сквозная мысль спектакля: возвращение к простоте и детской искренности позволяет увидеть подлинные ценности. В музыкальной истории Ирины Брондз и Антона Оконешникова «Маленький принц» становится светлым и вдохновляющим призывом к обретению себя и сохранению непосредственности, несмотря на все трудности взросления. Театр «Карамболь» предлагает зрителю вернуться к своему внутреннему ребёнку, напоминая, что под слоем обыденности и суеты скрываются настоящие, истинные сокровища.
Богдана Первозванная специально для MUSECUBE
Фотография Ксении Панфиловой предоставлена пресс-службой театра «Карамболь»
Добавить комментарий