«Душечка» – рассказ загадочный: как только его чеховеды не интерпретировали! Одни вслед за Л.Н. Толстым видят в героине «святую, удивительную душу», «воплощение истинного предназначения женщины», которая прежде всего должна быть женой. Другие слышат в рассказе иронические нотки: Ольгу называли «безликой рабой своих привязанностей» (А.М. Горький), есть даже мнение, будто «самоотверженность Душечки есть форма духовного иждивенчества» (В.И. Тюпа). Было и, уверена, еще будет высказано множество самых разных мнений, а рассказ-то коротенький и совсем, казалось бы, простой: милая, хоть и чрезмерно ведомая девушка выходит замуж, после смерти мужа снова вступает в брак, потом делает еще одну попытку наладить личную жизнь и, наконец, находит покой и утешение, воспитывая чужого ей мальчика. Что ж тут копаться в смыслах?
«Школа драматического искусства» рассказывает эту историю интересно и очень по-своему. Кажется, режиссер Артем Черкаев на стороне тех, кто считает Душечку положительной героиней, любящей и способной полностью погружаться в мир любимого мужчины. И правда, Душечка – человек-зеркало: ей надо кого-то отражать, а без объекта отраже… то есть обожания она может лишь закрыться в шкафу и покрыться паутиной. Кстати, это один из самых запоминающихся и красивых моментов в спектакле. Обычно в отзывах критиков и блогеров, не говоря уже о простых зрителях, уделяется прискорбно мало внимания работе бутафоров, но тут уж промолчать никак нельзя: паутина классная, воздушный змей, человечки с головами из медицинских перчаток (такое вот мнение первого мужа Душечки о зрителях!), ветки (они же деревья, они же метла) и много чего еще – красота! Вообще это спектакль из тех, где предметы врезаются в память, спектакль, так сказать, трогательный: хочется влезть в него и потрогать реквизит или хотя бы сфотографировать. Была бы художницей – зарисовала бы сцену с воздушным змеем или с телеграммой. Низкий поклон художнику спектакля (Елена Ярочкина), бутафорскому цеху (Виктор Краев и Мария Смирнова) и художнику по костюмам (Кирилл Саленков).
То ж, кстати, и с костюмами: отличная идея режиссера показать с помощью ярких и запоминающихся костюмов, как каждый мужчина «захватывает», простите за тавтологию, душу Душечки. От первого мужа ей достаются рукава свитера, второй забирает ее к себе в шубу… И с каждый мужчиной – это уже к вопросу о замечательном таланте актрисы (Алина Чернобровкина) – Душечка становится совершенно иной, меняется и выражение лица, и движения: она то деятельная любительница театра, то степенная купчиха, любящая почаевничать, то садовница-доброволец, сажающая деревья. А уж с какой страстью она «подсказывает» своей последней «любови» – воспитаннику Саше, когда тот отвечает учителю басню! Этот момент прекрасно сделан с помощью тени. К мальчику Саше у Душечки и в книге, и в спектакле самая беззаветная любовь. Может быть, потому что мужчины приходят и уходят, а материнская любовь незыблема? Занятно, что в спектакле Саша единственный, кому такое «растворение» в нем кажется странным: взрослые-то мужчины принимали это как должное и были только рады. «Зачем вы все это повторяете?» – удивленно спрашивает он Душечку, которая и правда повторяла все, что он говорит. Саша выглядит самым живым и настоящим среди всех героев: остальные чуточку карикатурны, как это и задумано у автора.
Воистину, эта женщина умеет делать своих мужчин счастливыми! Возможно, не один зритель-мужчина, глядя на красавицу-актрису, пожелал бы, чтобы его жена была немного похожа на Душечку, но хорошо ли для самой Душечки так растворяться в другом человеке? Служение супругу – это правильно, но это ведь процесс взаимный, а не односторонний, недаром же сказано, что любить ближнего надо, как самого себя, а Душечка любит, не видя самой себя. Она подобна кусочку сахара, растворяющемуся в чае и перестающему быть кусочком. Между «любовями» женщина все равно что мертва. Возможно, она больше любит не своих мужчин, а сам процесс обожания? Каждый зритель и читатель может решить для себя этот вопрос самостоятельно: режиссер свое мнение предлагает, но не навязывает.
Бросаются в глаза рельсы, на которых возят то и се и на которых лежит героиня, что сразу вызывает ассоциации с Карениной, но наша героиня не Анна: губит ее не поезд, губит ее одиночество. Сама Душечка пассивна: что ей привезут, то и любит; она не машинист, а профессиональный пассажир. Огромные ящики (возможно, этапы жизни Душечки? А не обыграно ли здесь выражение «сыграть в ящик»?) с мигающей в тяжелые для Душечки моменты табличкой «выход», немного йоговских асан и стихи Иосифа Бродского, Петра Мамонова, приподнимающие и без того воздушный текст еще выше, искусно спрятавшиеся цитаты из других произведений Чехова («Чайки», «Лешего», «Трех сестер», «Дяди Вани»… – одно удовольствие для опытного читателя узнавать знакомые фразы). О да, в этом спектакле есть на что посмотреть и что послушать помимо собственно рассказа Чехова.
Персонажи разных чеховских произведений гуляют по «Душечке», как по своей квартире, наполняют спектакль новыми смыслами и помогают посмотреть на знакомый со школьной скамьи текст под другим углом. А заодно не дают расслабиться в ожидании следующей вставки из другого произведения. Надо сказать, Бродский отлично стыкуется с Чеховым, даже удивительно. Оба классика по-разному, каждый в своей манере говорят о трагедии, неудачах в человеческой жизни. Обращают на себя внимание повторы (персонажи-мужчины несколько раз повторяют одно и то же), символизирующие, вероятно, ход времени и, возможно, все же легкую иронию над персонажами, что есть и у самого Чехова.
После этой постановки есть над чем подумать и о чем подискутировать, но прежде всего хочется поблагодарить всю команду спектакля за доставленное удовольствие. Не так просто догадаться, что всех мужчин играет один актер (Кирилл Федоров), лично я сообразила это только к третьему персонажу сильного пола. Талантливый актер, прекрасное проживание всех образов! Спектакль поставлен в рамках Молодежной программы, и это хорошая качественная работа абсолютно без скидок на возраст режиссера.
Основной же мотив, основное настроение спектакля – нежность к беззащитной, трогательной и не умеющей существовать без любви женщине. Именно такое щемяще-нежное, светлое послевкусие оставляет «Душечка» в ШДИ, и это тот спектакль, который можно смело рекомендовать друзьям и знакомым.
Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий