Еще весной 2024 года московские зрители впервые увидели «Голоса страны» на ВДНХ. Автором идеи является режиссер Константин Богомолов, а сама идея очень красивая и хорошая. Ведь все, что делается в искусстве – это для людей и про людей. И рассказывать со сцены о разных (причем живых, а не умерших когда-то 200-300 лет назад) людях, оказалось очень заманчивой и творчески успешной перспективой. Как это было: в ноябре 2023 года был объявлен конкурс, по итогам которого драматурги отобрали 12 историй, которые легли в основу 12 моноспектаклей. Все были так впечатлены проектом, что «Голоса» остались жить и теперь раздаются на разных площадках Москвы.
29 сентября Театр – Сцена «Мельников» (бывший Театр Романа Виктюка) принял сразу три спектакля – выбор площадки неудивителен, ведь Константин Богомолов не так давно заступил на должность художественного руководителя театра. Сосредоточимся на третьем моноспектакле – «Школе этикета».
Режиссер спектакля Талгат Баталов не просто угадал с выбором актрисы, а попал в самую точку. Представить в главной роли в спектакле об Анне Валл, эксперту по этикету и коммуникациям, кого-то иного, кроме Александры Ребенок, кажется уже невозможным и противоестественным, как будто эти две женщины родились для того, чтобы одна сыграла другую.
Александра Ребенок – изящная, манкая, женственная, безупречно держит внимание публики на протяжении часа. Драматург Валерий Печейкин создал такой увлекательный сторителлинг от женщины-филолога с непростой судьбой, что он просто не может быть скучным, здесь каждое слово на своем месте.
Сценография достаточно скупа, хотя, скорее, нет, сдержанна, в рамках этикета – где главное правило помнить о границах и не нарушать их. На сцене – сервированный стол (это первое, что придет в голову при слове «этикет»), на заднике – слайды, на которых будет появляться то классическая лекционная презентация, то весьма живописные видеопроекции, созданные художником Дмитрием Соболевым. Там оживут песчаные улицы Караганды, окна зимнего Петербурга, вангоговские едоки картофеля, и так постепенно лекция, начавшаяся с говорения в микрофон и вопросов публике, незаметно перетечет в исповедь.
Удивительно, насколько этот спектакль в целом про людей, даже не про одного конкретного человека, а вообще в принципе про культуру, границы, коммуникации. И даже по своей интонации он выдержан в достаточно крепких рамках, таких, где кульминацией становится история про рыбу на светском приеме и незнание, каким ножом к ней подступиться, а не рассказ про умерших младенцев. О рыбе нам скажут громко и со спецэффектами, а о личной трагедии – тихо, вполголоса, почти шепотом. Как и положено по этикету: не кричать о личном. И вообще говорить о личном стоит, когда вы уже сблизились. А за час времени с Александрой Ребенок не сблизиться с ее героиней нет возможности. Ведь, несмотря на всю кажущуюся отчужденность этого образа, постановка выходит трогательной и человечной.
Юлия Зу специально для Musecube
Добавить комментарий