Каждое утро я выходила на берег моря и трижды окликала тебя: «Одиссей! Одиссей! Одиссей!», чтобы ты услышал мой голос и смог найти дорогу домой. Каждый день я начинала ткать погребальное покрывало, чтобы положить на твою пустую могилу. Каждую ночь я распускала его, потому что знала: ты живой.
Театр им. Моссовета представил «Сны Пенелопы» Фамила Джавадова (спектакль создан в рамках лаборатории «Молодые драматурги & молодые режиссеры» фестиваля «Биеннале театрального искусства»).
Постановка идёт примерно час, но, играемая всего двумя артистами, держит внимание каждой своей деталью, каждым открываемым смыслом — монохромный бенефис Александра Яцко и Анастасии Макеевой так ярок, что после поклонов удивляешься, сколь насыщенными и емкими были эти 60 минут. И если вдруг у вас мелькнула мысль о несопоставимости временных затрат на дорогу в театр и сам спектакль, — гоните такую мысль прочь: за час вы сможете увидеть 3 полноценных спектакля (и небольшой, но очень приятный вокальный бонус); поразиться, как минимальные визуальные детали влияют на конечный образ героев; восхититься скорости перевоплощения и «вхождения» артистов в каждые предлагаемые обстоятельства; и… сэкономить массу времени и денег на психотерапевтических сессиях или долгом душещипательном нытье тем, кто готов внимать бесплатно.
Не все ценности надо рассматривать с точки зрения абсолютных цифр. Одиссей отсутствовал 20 лет. Трижды за час его встретит Пенелопа. Трижды они вдвоём проживут заново эти годы разлуки. У вас трижды будет возможность впитать их многолетний опыт.
Одиссей живёт в каждом из нас: любом, кто выгорев на работе, срывается на близких; кто растворился в желании угодить партнеру и потерял себя; кто…
Пенелопа присутствует в каждом из нас: кто, не получив от партнера важное и необходимое, приспосабливается и теряет любовь, приобретая страх; кто год за годом наращивает броню, не оставляя места для души; кто…
Первые два «сна» Пенелопы построены на некотором контрасте — и будут весьма интересны и полезны для зрителей обоих полов; будет огромный соблазн угадать тональность «сна» третьего — и независимо от интуитивных способностей эта часть трилогии будет терапевтичной, душеспасительной и уютной.
Нет ничего хуже, чем вникать в чужие сны, но здесь сон является самой близкой по смыслу метафорой, и даже вложения (параллельные реальности и ретроспективные ответвления от основных повествований) не раздражают, как не раздражают труднозапоминаемые древнегреческие имена — а если по выходу из зала вы не вспомните никого, кроме видимых Одиссея и Пенелопы, не печальтесь, сны положено забывать при пробуждении. Тем более, чужие. Тем более, когда Пенелопа устанет прясть.
Спектакль о любви и ненависти, о любовях и любовниках, о ценности человеческой жизни, о калечащей судьбы и души войне, об усталости и беспорядке, об абъюзе и всепрощении, о взрослых детях и потерянных годах, о выбранных дорогах и путях, о богах и дворцах, о вине и варварах, о воде и белых свадебных одеждах — удивительно поэтичный и многослойный спектакль.
Спектакль для разного зрителя — и для того, кто придёт за драматической игрой и чистыми голосами Александра Яцко и Анастасии Макеевой; и для тех, кто будет ежеминутно поражаться глубинам психологических портретов всех показанных персонажей (а их более 10!); и для тех, кто после просмотра не поленится найти пьесу Алексея Куралеха и удивится ещё раз — проделанной работе режиссёра Фамила Джавадова и художника Егора Пшеничного.
И помните, спальне даже во дворцах с фресками и виноградниками отводится не так уж много места — «Сны Пенелопы» играются на «Сцене под крышей» и готовы стать одной из самых громких премьер лаборатории молодых драматургов и молодых режиссёров, Театра имени Моссовета и этого театрального сезона.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Наталии Каминской можно увидеть здесь
Добавить комментарий