«Соперницы»: в погоне за Оскаром

Соперницы - фото

Театральный мир многогранен и разнообразен. Здесь каждый выбирает для себя что-то свое, в зависимости от целей, и того, какие эмоции хочет получить в итоге. В идеале, нужно смотреть разные постановки по теме, темпу, характеру, наполненности, настроению. В театре все, как в жизни, только горести и радости сконцентрированы, и то, что порой проживаем месяцами и годами, со сцены рассказано за два-три часа. В каждом спектакле мы, так или иначе, узнаем себя, своих близких, свою жизнь. Учит ли нас это чему-то? Ограждает от ошибок? Другой вопрос… Рискну предположить, что только собственные «грабли» заставляют не повторять пройденного. Однако, задуматься театр непременно вынуждает, разумное зерно западает в сознание, и есть шанс, что прорастет и даст ценные плоды.

Быть иль не быть? Дружить иль враждовать? Вот в чем вопрос! Спектакль «Соперницы» повествует о двух заклятых подругах актрисах, Грейс Джонс (Елена Яковлева) и Шарлотте Роджерс (Наталья Щукина), трогательно и проникновенно рассказывает о хитросплетении их судеб в театрально-кинематографическом мире, столкновении интересов, дружбе, зависти, сотрудничестве, предательстве, прощении, ненависти и любви. Словом, о том, чем наполнена наша жизнь, спектром чувств и переживаний, от презрения, до восхищения. Тема сложная и грустная по сути, но рассказана легко, весело и понятно, хотя отчетливо чувствуется глубина пережитого каждой из женщин, грусть и сожаления за ошибки прошлого, тоска по собственной невостребованности в настоящем. Перед нами две женщины, лед и пламень, две великие и великолепные голливудские актрисы. Одна актриса кино, страстно влюбленная в профессию и горячо отстаивающая свои идеалы, вторая актриса театра, с легким презрением относящаяся к жанру кино, считающая только театр настоящим искусством, где возможно полностью раскрыться и продемонстрировать талант.

Спектакль начинается в зрительном зале. Слышны громкие крики «Браво!» и овации. Оказывается, где-то там, в одном из дальних рядов партера сидит Грейс и рукоплещет играющей на сцене заштатного театра Шарлотте. Из зрительного зала она поднимается на подмостки, вся такая сияющая, в золотом платье, словно ожившая статуэтка премии «Оскар». Одна появляется в жизни другой спустя много лет после последней встречи. Судьба развела их в разные стороны. Однако объединяет женщин то, что час их звездной славы прошел, обе уже немолоды, не так востребованы, как в былые годы, одиноки. Они все положили к ногам Золотого века Голливуда, и теперь, уже не годятся на роль Джульетты, без семьи и детей, в компании одних лишь воспоминаний о славе и счастье. Грейс предлагает Шарлотте вместе сняться в фильме, сыграть двух сестер, потерявших отца. Согласие получено, ведь терять уже нечего, осталась только надежда, снять самый лучший и оскароносный фильм в их карьере.

Действие спектакля одновременно происходит в двух мирах, на съемочной площадке и за кадром, иногда переплетаясь и теряя границы, одно плавно перетекает в другое и возвращается обратно. Такова и реальная жизнь актрис, не всегда можно удержать грань, по щелчку выйти из образа и вернуться в действительность, и наоборот, порой эмоции и переживания вне студии помогают или мешают вжиться в роль, достоверно воплотить образ героини. В данном случае, народная артистка России Елена Яковлева и заслуженная артистка России Наталья Щукина, с высоты своего таланта и опыта прекрасно воплотили своих сценических героинь – соперниц. Время от времени Грейс и Шарлота теряли связь с реальностью, продолжая жить жизнью своих героинь, только боролись не за внимание и наследство отца, как по сценарию фильма, а вспоминали собственные старые обиды и предательства, открывали друг другу тайны прошлого. В котором Грейс совершила подлость, став катализатором развода Шарлотты с мужем, в отместку за то, что подруга обошла ее в конкурентной борьбе за роль, выложившись на “сто двадцать один процент” по сравнению с ее “ста двадцатью процентами” на пробах.

Несмотря на то, что дамы ссорились и спорили в течении всего съемочного процесса, им удалось снять успешный фильм и получить-таки за него заветную статуэтку. Грейс осознанно отошла на второй план, предоставив подруге сиять на вручении. Что же она получила в благодарность? Ничего. Шарлотта не упомянула ее в торжественной речи. Обмолвилась даже о кролике Гекельберри, друге детства, причине ее взрослых страхов, но забыла сказать пару добрых слов женщине, вернувшей ей славу, благодаря которой забыты прошлые невероятные взлеты и болезненные падения, начался новый успешный виток карьеры. Грейс осталась в недоумении и осознании того, как сложно искренне радоваться за других. В этом и есть смысл всей постановки. В театральной среде есть место чему угодно, кроме искренности.

«Соперницы» объединили в себе множество интересных сценических приемов. Героини носят потрясающие наряды. Особенно прекрасны платья для вручения премии «Оскар». Актрисы сияли во всех смыслах. Оригинальная музыка сопровождала и дополняла весь сюжет, расставляя акценты и выделяя главное. Реквизит тоже был действующим лицом, камеры, туалетные столики, зеркала, вешалки с одеждой. Невероятный прием с проекциями на экран момента съемок восхитителен. Особенно волнующими и щемящими были последние кадры, где актрисы сидели рядом, расчесывали кукол, и невзначай прикасались друг к другу, проводили гребнем по волосам друг друга. Какое же недоумение и непонимание было написано на лице Грейс, когда Шарлотта первый раз коснулась ее. Оказывается, проявлять заботу и сочувствие можно не только к куклам, но и к живым людям, это очень приятно и естественно.

Часто в спектаклях можно увидеть сцены, изображающие пьяные выходки и поведение мужчин, а вот женщин редко, немногие готовы выставлять себя на посмешище, делать это красиво, с достоинством, грацией и глубоким внутренним посылом. В одной из таких сцен, изрядно подвыпившая и обессилевшая Шарлотта, практически сползает по ступеням в зрительный зал, заглядывая в глаза зрительнице, сидящей у самой сцены, и путает ее с Грейс, а Грейс кричит их другого угла сцены, что это зеркало. Кто же на самом деле в этот момент смотрится в зеркало, актриса или зрительница, и что они увидели в глазах друг друга, останется тайной для всех, кроме них самих.

На протяжении всего действия, героини меняли образы, парики, наряды, постоянно играли разные роли, в кино и в жизни, но так мало было мгновений, когда они были по-настоящему правдивы, практически всегда за масками прятали истинные эмоции, возможно, уже и сами не понимая, где лицедейство, а где они настоящие, какие они настоящие. Да и не подруги вовсе, просто смотрящие в данный момент в одну сторону две женщины. Все, как в жизни. Поэтому, в первую очередь, спектакль не об актрисах и их профессиональном соперничестве, а о человеческих взаимоотношениях, слабостях, амбициях, о вечном женском противостоянии и дружеском соперничестве.

Юлия Воропаева специально для Musecube
Фотографии автора (мобилография):


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.