Нет, просто так не стать поэтом.
Нет, просто так никем не стать…
Валентин Гафт
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя – место сложной судьбы. История его началась 24 апреля 1925 года – тогда при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. В 1943 году театр обрел постоянное помещение на улице Казакова, 8, в здании дореволюционной постройки – бывшем железнодорожном депо. В 1959 году коллектив получил своё современное название. В течение короткого периода (в масштабах эпохи) на базе театра существовал проект «Гоголь-центр». О приходе в 2022 году на пост художественного руководителя Антона Яковлева можно сказать: не только смело, но и наконец-то.
Автор этого репортажа помнит из собственного опыта два момента касательно Театра Гоголя: что во время оно в определенных кругах театралов он считался «столичным провинциалом» – но что именно там впервые в Москве поставили «Над гнездом кукушки» Д. Вассермана, спектакль, от которого кровь стыла в жилах и хотелось мчаться на ветряные мельницы.
Третий сезон под руководством А. Яковлева «гоголевцы» открыли спектаклем-концертом «100 лет. Репетиция юбилея» вечером после традиционного сбора труппы. Сразу хочется пожелать, чтобы это супер-шоу показывали регулярно, потому что получилось очень круто.
Как предварил программу в своем выступлении Антон Юрьевич, артисты со сцены обыкновенно говорят чужие слова – а сегодня скажут свои. Это, конечно, оказалось творческим лукавством: презентация труппы представляла собой коктейль (собственно, «гоголь-моголь») из автобиографических зарисовок и драматических монологов, песен, стихов и танцев. Кстати, «Гоголь-моголь» еще и название музыкальной группы, составленной из артистов театра и отработавшей весь концерт своего рода коллективным конферансье и аккомпаниатором. Актёр Кирилл Ковбас – ударник – выступил также режиссёром «Репетиции юбилея». Так гласит программка, которую, к сожалению, зрители могли получить только вприглядку на столиках в буфете. А так хочется освежить впечатления с подробным списком номеров в руках!
Пересказывать действо подробно значит до невозможности расширить рамки репортажа, поэтому пройдемся по сюжету кратко и порекомендуем посмотреть его при случае вживую.
– На этой сцене пел Утёсов!
– А кто это?
Шутка ведущих стала эпиграфом к концепции всего спектакля. Связь поколений, идея театра-дома, путь в искусство вообще и на улицу Казакова в частности, история в лицах и голосах – всё это волной подняло нас и носило два с половиной часа, пролетевших настолько же содержательно, насколько незаметно.
Когорту старожилов представили Людмила Чиркова, Сергей Реусенко, Андрей Андреев, Анна Гуляренко и Ирина Выборнова. Воспоминаниями о прожитом с театром поделились Алёна Гончарова, Александр Груздев, Ольга Добрина, Андрей Кондратьев, Антон Просалов. Зажигательным дивертисментом поразили зал Софья Ковалева, Любовь Константинова, Екатерина Сахно, Янина Третьякова и Павел Комаров (изображая «дух театра», артист даже слегка напугал публику энергичными выражениями под занавес шоу). Смелую заявку на «мюзикл» сделали Мария Лисовая и Антон Лызо, исполнив дуэт Кристины и Рауля из «Призрака оперы». В монологах артистов хитроумно смешались собственные воспоминания с текстами известных пьес. Василий Неверов, например, так «переписал» речь своего героя из «Игроков», будто сам Гоголь прописал хвалу актуальному руководителю театра. «Что есть чудо, как не грамотное назначение министерства культуры!» Изящно, непафосно, метко – браво!
Всё время, пока мы слушали артистов, на экране у них за спиной нон-стопом сменялись фотографии и фрагменты видеозаписей. Спектакли, читки, гастроли, просто жизнь – каждый, кто выходил к микрофону, представал как бы в двух ипостасях: сейчас в свете софитов и в истории театра как её неотъемлемый участник. Идеальный формат для того, чтобы зрителю захотелось того же: приходить в дом на Казакова, 8 и приобщаться к искусству вместе.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии автора (мобилография):
Добавить комментарий