Театр у монитора: искусство на карантине

Сегодня исполняется два месяца с того дня, как в России прекратилась очная театральная деятельность. Здесь обойдём умолчанием причины этого прискорбного факта. Замечу лишь, что за восемь недель более или менее строгого режима изоляции, при всех сопутствующих обстоятельствах, мы все давно бы сошли с ума и, вполне вероятно, пополнили бы собой или ближними печальную мировую статистику просто в силу невозможности для цивилизованных людей существовать в отрыве от того эфемерного, казалось бы, качества нашей обычной жизни, как искусство.

truffaldino
Спектакль «Труффальдино», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

 

Как верно заметил недавно А. Калягин, многочисленные (а ведь иногда казалось, что слишком многочисленные!) актёры и режиссёры, музыканты и вокалисты создали тот, простите на модном слове, контент, который спас и ещё спасёт много психик в это небывалое время. Для меня из этого очевиден долг власть предержащих перед искусством… а, судя по растущему желанию публики благодарить кумиров не только виртуальными смайликами – не для меня одной. Над окончанием этого абзаца, где следовало бы фантазировать о реакции высоких сфер на эту идею, опустим завесу милосердия.

tri mushketera
Спектакль «Три мушкетера», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

Театральный критик Е. Кичин сетует, что при переходе на онлайн-вещание многие театры показали  к этому категорическую неготовность: спектакли либо не снимались для видеоархива, либо эти записи находятся в таком состоянии, что впору их утаить, а не демонстрировать публично. Но тем выше заслуга учреждений культуры, без всяких признаков грядущих бедствий, подаренных миру этой весной, позаботившихся о создании превосходного видеофонда своих постановок. Таких достаточно, но я хочу рассказать об одном. Просто снимаю шляпу перед Нижегородским Камерным Музыкальным театром им. В.Т. Степанова (художественный руководитель Сергей Миндрин, директор Николай Коровин-мл.)!

baby bunt
Спектакль «Бабий бунт», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

Московские зрители могли видеть воочию только мюзикл «Дубровский» Брейтбурга и Кавалеряна на фестивале спектаклей для детей: ННКМТ дважды привозил его в столицу. Автору этих строк довелось побывать на нескольких спектаклях театра в их родном городе, а также посетить праздничные концерты по разнообразным поводам: так сложилось, что во времена оные именно театр им. Степанова поставил «Призрака оперы» первым в России, и компания лёгких на подъём мюзикломанов метнулась в Нижний приобщиться к вымечтанному действу, ну и заверте…

 

В 2020 году пришёл черёд виртуальных представлений. В конце марта, апреле и мае были показаны (в формате прямого эфира на сайте vk.com): мюзиклы «Бабий бунт», «У Чёрного моря», «Подлинная история поручика Ржевского», «Три мушкетёра», «Небесный тихоход» (9 мая), «Труффальдино из Бергамо» и два концерта этого славного коллектива. Яркие, остроумные, радостные постановки ННКМТ – лучшее лекарство для зрителей, переживающих сложные времена, и приятные впечатления для артистов, имеющих возможность посмотреть шоу вместе с аудиторией – редкий шанс. Театр стал, в какой-то мере, виртуальной «фронтовой бригадой», навещающей нас в домашнем режиме изоляции и оторванности от друзей, а то и близких. Артисты и создатели спектаклей, администрация театра не дали нам превратиться в принца Чихалью из старого детского фильма (помните, которого «лечили» страшными «рассказками»… хочется добавить «по телевизору»).

rzhevsky
Гусарский водевиль В. Баскина «Подлинная история поручика Ржевского», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

Особо надо сказать о качестве записей. Во-первых, они все сделаны в последние пять-десять лет, то есть с архивом в Нижнем всё более чем в порядке, театр, прежде всего, уважает сам себя, не позволяя творческим усилиям и достижениям пропадать в безвременье. Затем, операторская работа проделана на очень высоком уровне, несмотря на то, что в распоряжении видеоинженеров не самые широкие технические возможности. Нужно знать и любить искусство театра, мюзикла, чтобы правильно построить соотношение общих и крупных планов, выделить лучшие моменты, не нарушая общей картины. Возникает ощущение реального присутствия в зрительном зале с биноклем. За это стоит поблагодарить оператора Владимира Гайдая.

nebesny_tihohod
Спектакль «Небесный тихоход», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

Приятным дополнением к показам, как известно, в интернете является зрительский чат. Кому-то он мешает смотреть представление, и модератор всегда напоминает, каким образом беседу можно отключить на разных устройствах. Оперативно удаляются тролли и спамеры (чаще всего это неусидчивые и пока не очень остроумные школьники-шалуны), на вопросы и комментарии мы получаем практически мгновенные реакции и ответы. Атмосфера самая приятная. К тому же очень подогревает интерес участие исполнителей в этом общении. Когда после удачной арии или зажигательного танца можно сразу высказать восхищение (а на шутку со сцены отреагировать соответственно) прямо артисту – ну, это новый и очень занятный опыт. Думаю, что не только для поклонников, но и для самих кумиров.

koncert
Фотография с праздничного концерта, посвященного Международному Женскому Дню «8 Марта», Нижегородский Камерный Музыкальный театр имени В.Т. Степанова

Наверное, поклонники других театров могут сказать о своих любимцах то же самое. Трансляции ведут и Московская Оперетта, и ТЮЗ, и Центр драматургии и режиссуры им. Алексея Казанцева и Михаила Рощина, и питерский театр имени Андрея Миронова… перечислила просто навскидку! Спасибо, неугомонные наши творцы.

 

Недавно кто-то из деятелей искусства заметил: театр, по определению, нужен зрителям, но именно этой весной стало совершенно ясно, насколько зрители важны для театра, даже если они не могут физически находиться в зале. Ведь не зря говорят, что любой артист начинается с восклицания: «Смотри, как я могу!»

 

 

 

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой Нижегородского Камерного Музыкального театр имени В.Т. Степанова 

 


Один комментарий на ««Театр у монитора: искусство на карантине»»

  1. Аватар пользователя Михаил Ярёменко

    Елена! Спасибо Вам огромное, за теплые, искренние слова! Все что вами написано тут и все что вы пишете в чате во время трансляций — это просто огонь, поднимает творческий дух всех нас артистов! Хочется сказать, спасибо именно вам — зрители! ВАМ СПАСИБО! Что вы с нами и так же разделяете все эмоции происходящие на сцене и в данный момент на виртуальной сцене! Думаю театр — это семья не только для артистов, но и так же для вас!
    Спасибо!!!
    Михаил Ярёменко, Нижний Новгород #ННКМТ

Добавить комментарий для Михаил Ярёменко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.