Огромная, вся в болезненно-стимпанковских заклепках железная стена с трафаретными прорезями букв «Три сестры». В прорезях-буквах появляются героини: Маша (Мария Кондратенко), Ирина (Виктория Мулюкина), Ольга (Елена Василевич / Татьяна Сытова). Звучит музыка Александра Жемчужникова, неклассическая, но вся какая-то безысходно-щемящая, и сквозь все эти полумрачные всполохи кадров как будто бы старой кинохроники (а на деле — воспоминаний героев) пробивается осознание: этот появившийся комок в горле с нами до самого конца спектакля, а тот непременно завершится бурными стоячими овациями.
Как труппе Севастопольского театра им. А.В. Луначарского удается создать эту магию – неизвестно. Казалось бы, что только не происходило с «Тремя сестрами», особенно в московских театрах, и в бункер их отправляли, и в мягких диванах топили, а все не получалось какой-то истинно чеховской драмы. А ведь у автора так и сказано: «драма». А у Григория Лифанова она получилась, скроилась, выстроилась гармонично, обратившись нескучной совсем, но классикой.
И ведь даже непонятно, отчего этот спектакль так хорош: только ли потому, что в нем все идеально подходят под свои роли, потому что чеховский иронический юмор просвечивает в каждом шаге и в каждой реплике, вызывая у публики такой живой и синхронный смех?
Нет, тут какая-то тайна, загадка. Видно, что создатели постановки с материалом обращались нежно и трепетно, вчитываясь, в каждую буковку, привнося в спектакль главное, но не со стороны, а из глубины. Нет в нем никаких дешевых экивоков, заигрываний с публикой, все серьезно, но не так, чтобы зритель закостенел от прямолинейности. Нет, спектакль весь живой и светится. И настроение для него было выбрано: ностальгия.
Да, это щемящая ностальгия по ушедшим от сестер Прозоровых детстве и прежней жизни, именины Ирины проходят в доме, чем-то напоминающим дом булгаковских Турбиных: офицеры, гитары, фанты, танцы, смех. Только смех не совсем веселый: на сцене уже ожидает паровоз, ведь нужно непременно «В Москву, в Москву!»
Паровоз, как настоящее действующее лицо спектакля, порастет деревьями уже к началу второго действия, намекая на то, что никакой Москвы не будет, останется только эта фраза, скатившаяся в бессмыслицу, как и пушкинское «У Лукоморья дуб зеленый» — которое бормочут сестры периодически как заклинание, чтобы вернуться хоть как-то к жизни.
Или же снова окунуться в ностальгию: для этого у сестер есть игрушка-волчок. И пока крутится волчок, как-то очень гипнотично, по-нолановски приглушается свет, и все замирает.
Вообще «Три сестры» — это в целом про бездействие, про замирание, про неспособность взять и все исправить. Именно поэтому зарастет травой паровоз, именно поэтому хваткая, пронырливая Наталья (Екатерина Семенова-Неврузова / Валентина Огданская) своим бесячим мещанством проникнет во все щели прозоровского дома, где сестрам останется только тихонько плакать в уголке, а Андрею (Петр Котров / Евгений Овсянников) так же медитативно бездейственно качать колясочку со все прибывающими младенцами.
На фоне упивающихся своим страданием от бездействия периодически будет играть духовой оркестр (Севастополь же! В спектакле участвует военный оркестр Севастопольского полка войск национальной гвардии Российской Федерации), то вдруг появляющийся в ложе, то марширующий по сцене. Но даже живой и подвижный оркестр бессилен против железного занавеса, который закроет сестер от попыток менять свою жизнь: «Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его».
Юлия Зу специально для Musecube
Добавить комментарий