В Большом театре кукол не так давно состоялась еще одна премьера, и вновь в качестве создателя выступил главный режиссер Руслан Кудашов. Жанр у новой постановки не из простых – «фантасмагорическая мини-опера», в главной и единственной роли заслуженно блистает Виктория Войнич-Слуцкая, за музыкальное оформление целиком и полностью ответственен Игорь Ушаков. Новая работа Руслана Кудашова получила название «Потерянный солдат», и это художественное высказывание с одинаковой точностью претендует на звание актуального и вневременного спектакля. Важно отметить, что постановка состоялась благодаря грантовой поддержке ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Режиссер здесь нашел применение прочим своим талантам, выступив также в качестве драматурга и художника. История сочинена и воплощена художественно им целиком и полностью, поэтому «Потерянного солдата» без преувеличения можно считать искренне выстраданным и максимально личным сообщением. «Делать про то, что по-настоящему болит», – едва ли не основной профессиональный принцип Кудашова, и здесь он следует ему особенно строго. Сюжет этого метафорического иносказательного моноспектакля на тему вражды и покоя разыгран для трех марионеток: тот самый потерянный солдат, его верная возлюбленная и Смерть. Уровень просто-таки физически ощутимой инфернальности невероятно зашкаливает – во время просмотра от него будет не скрыться. Вы непременно ощутите психологический дискомфорт, а в ряде сцен вам явно станет не по себе. Но это не зрительская пытка, это режиссерская боль, крик художника, эмоциональный взрыв, призванный пробудить в публике живые подлинные чувства. Спектакль идет чуть меньше часа, и за это время, которое словно бы тянется бесконечно, становится больно, страшно, безысходно. Тем не менее, важнейший смысловой посыл о недопустимости разрушительных гибельных конфликтов здесь весьма четко артикулирован, и пацифистский мотив все же перевешивает все собранные в истории ужасы. Адов балаганчик в пространстве black box так и дышит кошмаром: макабрическая старуха чувствует себя здесь свободно и триумфально поет свой гимн в поисках новых жертв, костяные черепа отдают не дешевой бутафорией Хэллоуина, а жутким подлинным могильным холодом. Но все же ласковая колыбельная в финале успокоит всех, нежная теплая музыка примет нас в свои ласковые объятия, подарит столь долгожданное умиротворение. Смерть есть смерть, однако, жизнь есть жизнь. И одно непременно придет на смену другому. Иными словами, победит.
Виктория Войнич-Слуцкая в этом спектакле проявляет свои мощные актерские дарования максимально ярко. Ее перевоплощения в диаметрально разных персонажей происходят органично и незаметно. Вот только что она безутешно скорбела о своем возлюбленном, а буквально мгновение спустя она уже с горящими глазами жаждет крови и свежего человеческого мяса в образе Смерти. Игорь Ушаков здесь – не просто музыкант-сочинитель-звуковой оформитель, он такой же полноценный участник спектакля: молчаливый мудрый соглядатай, добавляющий красок и эмоций своими гитарными ходами. Общий минимализм постановки, тем не менее, говорит публике красноречивее иных широкомасштабных громких плакатных заявлений. Каждый увидит здесь что-то свое. И каждый будет прав.
Марина Константинова специально для Musecube