В Театре Наций играют в Игру

Чем меньше на сцене актеров, тем сложнее удерживать зрительское внимание. Если нет ярких спецэффектов, то становится и меньше экшена. Чем больше диалогов – тем скучнее. Спектакль «Игра» на Малой сцене Театра Наций смело, и даже как-то небрежно, ломает все эти стереотипы. Это та постановка, которую зритель смотрит, не отрываясь, стараясь не пропустить ни одного слова, неотступно следит за сюжетом. Еще одно набившее оскомину суждение: «дело не в сюжете» этой постановкой опровергается на раз. Сюжет такой, что на его поворотах зрителя заносит как на американских горках. И это все за два с небольшим часа.  

Первое спасибо стоит сказать автору пьесы «Сыщик» Энтони Шефферу. Так назывался и фильм Кеннета Брана (2007), ставший ремейком «Игры на вылет» Джозефа Манкевича (1972). Но драматург Михаил Дурненков адаптировал текст к действительности, изменил биографии героев, и в итоге получился совершенно самостоятельный продукт.   

Режиссер и автор постановки Явор Гырдев из Болгарии уже знаком российскому зрителю. И уже не в первый раз пространство между залом и сценой отделено почти невидимой сеткой: как признался сам режиссер, в первую очередь эта грань – для артистов. Она создает ощущение «четвертой стены», позволяя актерам существовать, как в реальной жизни. И это в то время, когда психологический театр по популярности уступает игровому, когда вокруг все форма, форма, форма, Гырдев делает ставку на реализм. И не промахивается.

Сценография Екатерины Джагаровой стильная, лаконичная, реалистичная. Кожаные кресла, шкафы, мраморный столик, ступени, ведущие в гостиную Эндрю Уайка (по форме напоминающие песочные часы) – действие никуда не перемещается из дома Уайка. Формы декораций очень прагматичные, мужские, так как в первую очередь это история о двух мужчинах, двух соперниках, вступивших друг с другом в сложную психологическую игру. 

Оба – убедительны. Чувствуется, что Виктору Вержбицкому очень комфортно в своей роли, он смакует собственное существование в мире Эндрю Уайка – пожилого автора детективов с очень скверным характером и с полным отстутствием морали. Уайк самолюбив, резок, но безумно интересен зрителю, самому Вержбицкому, и его антагонисту: Майло Тиндлу (Александр Новин). 

Мягкий, скромный, молодой Майло Тиндл просит Уайка дать развод его супруге Маргарет, теперь уже любовнице Тиндла – принципиальный писатель не собирается этого делать, загоняя противника в ловушку. Но, как оказывается, и Тиндл не так прост. 

Эти два персонажа противопоставлены с такой резкостью, словно кто-то выкрутил настройки на максимум. И принять чью-либо сторону очень сложно, поэтому остается наслаждаться игрой. Они совершают ошибки, оступаются, но единственное, что они не могут сделать — оставить это нелепое состязание. 

Пожалуй, единственный минус этого спектакля в том, что его очень сложно посмотреть еще раз с таким же воодушевлением и замиранием сердца, как в первый. Иные минусы найти сложно: у создателей спектакля получился настоящий и очень атмосферный триллер с неожиданной развязкой. Стоить отметить некую кинематографичность спектакля, но и она ему не вредит. В любом случае, мурашки, сюрпризы и даже два неожиданных выстрела зрителю обеспечены. Возможно, в последнее время в Москве не хватало именно такого театра — психологического, актерского, с большим количеством диалогов и нервной фабулой, которая держит зал в напряжении до последней секунды. 

Юлия Зу специально для Musecube 

Фотографии Иры Полярной предоставлены Театром Наций


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.