Круглый стол «Итоги VII фестиваля «Видеть музыку» состоялся 11 ноября в пресс-центре Большого театра.
Спикерами были: Мария Бабалова (музыкальный и оперный критик, обозреватель «Российской газеты»), Павел Ященков (балетный критик, обозреватель газеты «Московский комсомолец»), Алла Туева (театровед, заведующая литературной частью Московского театра оперетты), Григорий Спектор (театральный и музыкальный критик, профессор ГИТИС, драматург, режиссёр); модератором был Георгий Исаакян (президент Ассоциации музыкальных театров, художественный руководитель Театра им. Наталии Сац).
Эта часть закрытого мероприятия интересна прежде всего тем, что спектаклям, которые привозились на фестиваль, дается адекватная и развернутая оценка – она дается, конечно же, в адрес самих театров и для профессиональных изданий (но приятно, знаете ли, совпадать во мнениях с мэтрами театральных критиков и иметь возможность донести до широкой публики некоторые рассуждения) , однако здесь вы найдете те названия, что не стоит пропускать, если есть возможность их увидеть.
Георгий Исаакян отметил, что «театр – это отражение нашей жизни, отражение всех проблем и достижений», об этом свидетельствует и программная политика фестиваля (афиша формируется на основе выбора самих театров-участников), а потому автор идеи создания АМТ и фестиваля призвал не просто обсудить спектакли основной программы, но оценить перспективы привлечения внимания молодежи к отечественному музыкальному театру.
Мария Бабалова рассказала о положении вещей в т.н. оперной афише VII фестиваля: «Практически все оперные постановки VII фестиваля были спектаклями классического репертуара – Верди, Чайковский, Пуччини. И то, что классика актуальна всегда, подчёркивали полные залы, и наблюдалась очень разновозрастная аудитория <…>: опора на классику литературы неизменно привлекает молодёжь». Однако московская публика представлена не только новым поколением, а потому отклик нашли самые разные постановки, причем по разным причинам. «Богема» волгоградского театра «Царицынская опера» «в вокальном плане абсолютно соответствовала столичному лоску». «Пиковая дама» в исполнении Театра оперы и балета Республики Коми привела в восторг тинейджеров и прогрессивных зрителей (у театров в том числе должно присутствовать понимание, что целевая аудитория спектаклей предполагается быть осознанной и уметь понимать разницу между классическим прочтением и свободным переосмыслением некоторых поворотов сюжета). Фестивальная программа позволяет московским зрителям услышать оперную классику, не представленную столичными театрами: «Санктъ-Петербургъ опера» привезла «Черевички» Чайковского и «Норма» Беллини. Примером поиска новых тем и форм в опере стала «Любовь к трём цукербринам» Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Павел Ященков посетовал на уменьшение в афише количества балетных постановок: «Соотношение между операми и балетами, а также преобладание мюзиклов, – всё это отражает нынешнюю репертуарную картину большинства музыкальных театрах. И такая афиша, конечно, складывается в связи с предпочтениями публики, причём, самой широкой публики. Вообще, региональные театры гораздо точнее отражают вкусы зрителей, у них нет такой финансовой свободы и независимости, чтобы абстрагироваться от «интересов кассы». Выступление Павла Ященко больше походило на вдохновляющую и увлекательную лекцию о текущем состоянии балета в России, где «просветительские задачи сильно спорят с гедонистическими», но если вы всерьез интересуетесь балетом, то обратите внимание на этом список: одноактные балеты «Шахерезада» и «Жар-Птица» от Театра имени Наталии Сац (реконструкция постановок труппы «Русские сезоны» Андрисом Лиепой с декорациями Льва Бакста и Александра Головина), «Спартак» от Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва (постановка интересна обращением к специальной редакции партитуры Арама Хачатуряна), балет-фэнтази «Царевны-Лягушки» от екатеринбургского театра «Щелкунчик» (смешной сюжет с тонким юмором, где Царь – депутат, сыновья – бизнесмены); «Пер Гюнт» в постановке Донецкого оперного театра (насыщенное разножанровыми танцами балетное действо и впечатляющая кульминация); «Дон Кихот» Театра оперы и балета Республики Коми разбил существующее клише, что региональным театрам не стоит показывать в столице классику; дека-данс балет Richardcapriccio в постановке художественного руководителя балета Театра имени Н.И. Сац Кирилла Симонова (бессюжетный неоклассический балет, оформление которого опирается на стиль ар-деко).
Алла Туева выразила сожаление, что «жанр оперетты слишком далёк от новых поколений»: «Если уж ставить классические оперетты, то, во-первых, надо осовременивать их сюжеты, во-вторых, очень внимательно подходить к сценографии<…>, потому что оперетта всегда должна восприниматься как спектакль о современности». «Сеньор Фаготто» Жака Оффенбаха в постановке Северского музыкального театра был удостроен следующего эпитета: «Ради таких спектаклей стоит делать фестиваль, такими спектаклями провинция питает, вдохновляет столичные театры, воспитывает столичную публику»! Говоря об извечном споре, где заканчивается оперетта и начинается мюзикл, театровед подчеркнула, что оперетту можно назвать комедией со счастливым концом, а мюзикл – драмой (это накладывает отпечаток на драматургию, делая её более рельефной, а спектакль в целом – масштабнее и многозначнее), но оба этих жанра «подходят» для неподготовленной публики (в отличии от оперы и драмы с их спецификой), а потому неважно, как в афише будет назван жанр спектакля – оперетта или мюзикл – постановка быть должна современной, интересной, понятной. Важным плюсом в процессе популяризации оперетты можно считать первоисточники в виде известных кинолент («Три мушкетера» Ивановского музыкального театра и «Астрономия любви» Камерного музыкального театра им. В.Т. Степанова), основой мюзиклов же становятся драматические исторические сюжеты («Декабристы» Иркутского областного музыкального театра им. Загурского или же «Мата Хари» от Волгоградского музыкального театра) и известный литературный первоисточник («Дубровский» Московского детского музыкально-драматического театра “Поколение”).
Григорий Спектор отметил: «Обобщая некоторые тенденции, первое, что бросается в глаза: на наших глазах уходит жанр оперетты. Среди музыкальных спектаклей в афише фестиваля – 13 мюзиклов и лишь две оперетты: «Королева Чардаша» Имре Кальмана Московского театра оперетты и «Сеньор Фаготто» Жака Оффенбаха в постановке Северского музыкального театра». Кроме того, известный критик считает, что зачастую «театры не воспитывают вкус зрителей, не формируют аудиторию нового поколения, а <…> идут на поводу вкуса зрителей, особенно, стремясь привлечь молодёжь», для которой мюзикл является более притягательным. По словам Григория Спектора, готический хоррор «Пиковая дама» Театра оперы и балета Республики Коми и осовремененный «Дубровский» – это «всё движение к привлечению слушателей нового поколения». Сложно сказать, была ли тут похвала в адрес спектаклей, однако очень ценна возможность спикеров свободно высказывать свое обоснованное мнение. Волгоградская «Мата Хари» имеет своих зрителей и поклонников, однако же критиком в пример были поставлены аналогичные, но более удачные постановки, на которые стоит обратить внимание, а также указаны «тонкие места» именно этого спектакля. В качестве удачного примера для привлечения нового зрителя был назван (хоть и с некоторыми оговорками) алтайский мюзикл «Доходное место» (не путать со спектаклем Андрея Семенова и Геннадия Гладкова в Московском театре оперетты, который хорошо знаком столице и также был приведен в качестве примера)– Татьяна Столбовская опиралась на либретто Нонны Кротовой и музыку Андрея Кротова. Мюзикл «Бесприданница» Новосибирского музыкального театра ценен близостью к образам Островского и музыкальными характеристиками. «Винил» Евгения Загота способен вызвать интерес молодой публики своим драйвом. Мюзикл «Ходжа Насреддин» Узбекского театра музыкальной комедии может быть примером спектакля, где в актуальной и современной форме зрителя знакомят с фольклорным колоритом.
Леонид Кипнис, директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра отметил, что «в оперетте огромную смысловую нагрузку несут разговорные диалоги; <…> сюжет оперетты всегда должен быть современен, <…> <а> эти драматические сцены должны перекликаться с шутками, скандалами, интригами <…>, которые витают в обществе. Но вся эта тематика текстов драматургов Вены середины ХХ века катастрофически не соответствует и не находит понимания у слушателя в России XXI столетия. Поэтому требуется либо переписывать либретто оперетт, либо обращаться к постановкам новых спектаклей на сюжеты из классической литературы…» Жанр оперетты (каким он был при Легаре и Штраусах) подразумевал пародию на оперу (потому сейчас есть «проблема» с их драматургией), артисты жанра должны быть «и прекрасными певцами, и хорошими танцорами», однако «в мюзикле, хоть и больше поле для экспериментов, но нет таких жестких исполнительских стандартов – возможно, и не осталось почти в мире театров оперетты по этим двум причинам: неактуальность либретто и высокие исполнительские требования».
Дмитрий Морозов, музыкальный критик, возразил, что «попытки осовременивать классику, в первую очередь оперетту, – очень скользкий путь, <многие> попытки перенести в наше время оперетты «Орфей в аду» и «Прекрасная Елена» наталкивались на неудачи, в первой половине ХХ века они воспринималась прекрасно».
Марина Годлевская, заведующая литературной частью Театра петербургской музыкальной комедии: «Полжизни работая с постановками в жанре оперетты, я слушаю разговоры о том, как убивают оперетту. Основательно изучив наследие разных композиторов, утверждаю, что по-настоящему высококлассных композиторов, пишущих в этом жанре, всего шесть, <однако> типологии жанров сильно смешаны и перепутаны; <только> идя по собственному пути музыкальный театр останется актуальным и привлекательным для новых поколений!»
VII фестиваль «Видеть музыку» растянулся почти на 2 месяца, знакомя Москву с премьерами прошлого сезона, споря и обсуждая проблемы музыкального театра с целью его развития и привлечения в театры новых зрителей.
До встречи через год!
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотография Елены Лапиной предоставлена пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»
Добавить комментарий