XXIV Международный Брянцевский фестиваль представил лучшие спектакли детских коллективов

XXIV Международный Брянцевский фестиваль представил лучшие спектакли детских коллективов
Фотография предоставлена пресс-службой ТЮЗа имени А.А. Брянцева

Ежегодный Международный «Брянцевский фестиваль» собрал обширную программу: в афише постановки из Санкт-Петербурга, Набережных Челнов, Сухума, Ванадзора, Ярославля, Макеевки, Березников, Минска, Лопатино. Среди авторов — Б. Шергин, Р. Бах, Ф. Достоевский, С. Есенин, Г. Тукай, Л. Баум, К. Драгунская, Я. Корчак, А. Вертинский, Г.Х. Андерсен и др. На сцене — дети от 4 до 18 лет, растворяющиеся в театральной стихии, азартные, вдумчивые — готовые к серьезной работе. Каждый день — мастер-классы по сценической речи, движению, актерскому мастерству и сторителлингу от ведущих режиссеров и артистов города, для руководителей студий — профессиональные обсуждения спектаклей. Масштабный фестиваль, посвященный в этом году 140-летию со дня рождения основателя театра Александра Брянцева, закончился 17 марта гала-концертом, на котором объявили лауреатов и насладились театральными выступлениями участников и известных творческих коллективов Санкт-Петербурга.

К участию в фестивале поступило более 150 заявок от детских театральных студий разных стран. Члены жюри остановились на 20 лучших разножанровых работах — от сказки до бытовой драмы — исполненных в неподражаемом авторском прочтении.

Первый фестивальный день подарил знакомство как с пронзительными философскими текстами, так и полными юмора и красоты русско-народными сказками. Фантазия по мотивам произведений С. Писахова и Б. Шергина «Небывальщина» (театр «Леля» ГБУДОДДТ «Олимп» Выборгского района г. Санкт-Петербург, режиссеры — Елена и Мария Качаловы) подчеркивает спасительную роль совместного песенного творчества. Юные актрисы с радостью осваивают фольклор — давно забытые слова и традиции русского мира познаются с добром и полны созидательного начала. Звонкоголосые девушки, соперничающие в выдумках, обретают единение и направляют талант своей души на всеобщее счастье.

Невероятной глубиной наполнена другая работа — «Волчонок» по книге «Дорогой длиною» А. Вертинского (образцовый детско-юношеский драматический театр-студия «Дуэт» ДДЮТ Московского района г. Санкт-Петербург). Спектакль пронизывает живое исполнение музыкальных композиций Вертинского, отражающих этапные события в его жизни. Жизненные перипетии и страдания наполнили талантливую душу Вертинского непреодолимой тягой к искусству. Главную роль воплощают два актера, представляющие разные возрастные ипостаси героя: погруженный в рефлексию о прошлом, пытающий осознать себя юноша и пронзительный, смешной и искренний мальчик. Актеры балансируют на гранях трагического и комического и с особым удовольствием погружаются в озорную, детскую стихию баловства. Спектакль стал лауреатом 1 степени, а режиссеры Ирина и Аршад Алекперовы  получили специальный приз имени Н.Н. Иванова.

О предательстве и языке любви животных беседуют в работе «Бигль бублик ищет дом» по произведению А. Орловой (музыкальный театр «ФаСоль» г. Санкт-Петербург, режиссер Дарья Демчук). На сцене никаких декораций — только дети и их безграничная энергия. Добрая, полная любви история заканчивается драматично: потерявшемуся щенку находят замену. Артисты с увлечением погружаются в исследование мира улицы и общества брошенных животных, которым никто не рад. Так любовь и равнодушие ежечасно соприсутствуют в жизни каждого человека. Танго крысы и щенка напоминает встречу влюблённых и наполняет сердце надеждой, что герои будут счастливы. Спектакль получил диплом лауреата 3 степени.

Философская притча «Чайки» по мотивам новеллы Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Левингстон» (синтез-студия «Мост» г. Коммунар Гатчинского района, режиссер — Анастасия Бурлак) размышляет о жизненных целях человека, столкновении личности и общества, смещении ориентиров. Всегда рождаются герои — готовые самовыражаться, не принимать устоявшиеся законы и, во многом, выбивать почву из под ног окружающих. Метафоричные высказывания о том, что целью жизни является еда, а не полет, запреты: чайка не может летать в темноте — порождают бунт свободомыслящей птицы и последующее изгнание из стаи. Но это только начало пути. Красивая история о желании раскрыть свое предназначение и истинную природу созвучна сердцам юных артистов, определяющих себя. Ничто не может остановить человека в желании быть собой, что подчеркнул образ чайки Флетчер — актриса играла свою роль со сломанной ногой.

Желание проанализировать взаимосвязь между миром детей и взрослых, найти предпосылки к ожесточению человека, создать гармоничное общество предпринимаются в спектакле «Король Матиуш Первый» по произведению Я. Корчака (детский музыкальный театр «Серебряный ключик» ГБУКДЦ «Ижорский» г. Колпино, режиссеры — Светлана Елякина, Елена Павлович). В работе используют изобразительные возможности театра теней, исполняют польскую колыбельную и  повествуют о пути юного мальчика-короля к пониманию жизни. Иллюзии рушатся, друзья предают, но вера в человека и добро дает свои плоды.

Завершился первый фестивальный день спектаклем «По щучьему велению» в инсценировке Т. Петровой (театр-студия «Мы» ГБУ ПМДЦ «Фрунзенский» Дом молодежи «Купчино» г. Санкт-Петербург, режиссер — Марина Чижик). История рассказывается речитативом и адаптируется под современность: так, многофункциональной деталью становится любимая всеми подростками продуктовая тележка, превращающаяся и в печь, и в трон. Режиссерами спектакля найден хороший выразительный язык и юмор. Зажигательная сказка напоминает о том, что в любви использовать магию невозможно, необходимо самостоятельно найти нужные слова. Венчается спектакль призывом загадать одно общее желание, — зрители вместе с артистами произносят: «чтобы всем было хорошо!» Позитив заполняет зал. Олеся Лапотникова  за роль Царевны была награждена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Второй фестивальный день был насыщен возвращением к классическим произведениям, а также обратил внимание на не всем известных авторов. В основе спектакля «Деточки. Достоевский» (театральная студия «Сквозное действие» театральной школы «Я-Актер» г. Санкт-Петербург, режиссер — Виктория Аминова) — сюжетные линии различных романов: «Идиота», «Преступления и наказания», «Неточки Незвановой», «Братьев Карамазовых». В центре интереса творческой команды — чистота ребёнка и жестокость окружающего мира. Страшные истории несчастливого детства и покалеченные судьбы детей наполнены мечтой о счастье и другой жизни. Ульяна Ялова за роль Неточки  была отмечена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

«Соляной бунт» по поэме П. Васильева (театр-студия «Горошины» г. Санкт-Петербург, режиссер — Евгения Латонина) поразила осознанностью ребят и основательностью погружения в материал. Юным артистам удалось создать художественный мир произведения: зрители проносятся сквозь череду событий жизни атамана-казака, со страстью празднующего свадьбу, усмиряющего бунт и приходящего в руки смерти. Единение народа и в горе, и в радости, умение чувствовать жизнь максимально, невозможность одиночной оценки ситуации рисует многогранность бытия. Фольклорное, напевное начало, музыка стиха сыграна с жаром и искренностью. Максим Бедерников за роль Атамана был награжден дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Русско-народные сказки остаются в центре режиссерского интереса. Постановка «Гуси-лебеди»  (театральная студия «Юла» МБУК Культурно-досуговый центр «Самарский» п. Лопатино Самарской области,  режиссер — Юлия Майоршина) незамысловатыми средствами рисуют историю взросления главной героини. Узнаваемые символы реальности, будь то громкоговоритель, с помощью которого печка предлагает свои пирожки прохожим, находят отклик в зрительном зале.

К творчеству Сергея Есенина обратились в спектакле «Чёрный человек» (театральная студия «Балагуры» ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»,  режиссеры — Ирина Шейкина и Яна Осипова). Артисты исследуют  тему саморефлексии и самобичевания: герой анализирует свой путь и пытается осознать, остался ли он верен себе. В спектакле исполняются и другие произведения поэта: так стихотворение «Я обманывать себя не стану» артист произносит, изображая марионетку, вступая тем самым в диалог с фразой: «Казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство». Дмитрий Аристов за роль юного Есенина получил диплом «Яркая творческая индивидуальность».

Особое яркое впечатление оставил о себе коллектив с постановкой «Коза, баран и другие» по сказкам Г. Тукая (театральная студия «Экспромт» МАУДО «Детская хореографическая школа» г. Набережные Челны, режиссер — Дмитрий Филин). Случилось знакомство с национальным татарским фольклором, а в частности — зрители узнали о проделках Шурале, Водяной, козы и барана. Зажигательные напевы песни «Ай, былбылым», народные костюмы и танцы наполняют радостью познания культуры другого мира.

Творчество для детей и о детях насыщено особым взрослым подтекстом. Спектакль «Это — да! Это — нет!» по стихам Ю. Мориц (школа-студия-театр «Перевоплощение» ГБОУ СОШ №27 им. И.А. Бунина ОДОД «Невский берег» Василеостровского района г. Санкт-Петербург, режиссер —  Виктория Воробьева) позволяет забыть о рациональном восприятии мира и начать познавать его впервые. Особое восприятие действительности, сопротивление привычному, желание, чтобы все было по-своему, напоминает взрослым о том, как важно не отступаться от своих мечтаний. Спектакль стал лауреатом фестиваля 2 степени.

Завершился второй фестивальный день пластической постановкой «Чернильное сердце» по роман К. Функе (детский театр танца «Чучело» Центр современного танца г. Санкт-Петербург, режиссер — Вячеслав Малыгин). Выразительный язык тела без слов рассказывает о том, как захватывающий мир книг начинает поглощать реальность. Энергичное, фантазийное действо о силе художественного вымысла позволяет каждому считать особые интонации, но главной темой остается поиск света и дороги к истине. Анастасия Хаюзко за роль Главной героини была награждена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Третий фестивальный день обратился к современной драматургии, а также культовым сюжетам. Музыкальный спектакль «Возвращение в страну Оз» по Л. Баум (детская театральная студия при Русском театре драмы им Ф.А. Искандера г. Сухум, Абхазия, режиссер — Джамбул Жордания) размышляет о том, что каждому нужен свой дом. Дружба и взаимовыручка позволяет героям воплотить свои мечты в реальность, а волшебство оказывается таким незначительным по сравнению с жизнью. Костюмированный спектакль полнозвучно рисует сказочный мир и представляет особое видение любимых персонажей. Ева-Мария Полякова за роль Тотошки получила диплом «Яркая творческая индивидуальность».

Постановка «Я связь миров» (театр-студия «Александрино» при Центральной детской Библиотеке Кировского района г. Санкт-Петербург, режиссеры — Алла Белоусова и Максим Зарецкий) погружает в поэтические произведения русских поэтов. Взросление человека и познание новых совершенств мира и себя — в центре стихотворений Цветаевой, Мандельштама, Блока, Турбиной, Фета, Брюсова, Набокова, Тарковского, Теплова, Козлова. Артистам удается существовать сквозно и передавать лиричность, фантазийность, невесомость мира поэзии.

К советской драматургии обратились в спектакле «Детки в клетке» по инсценировке повести В. Железникова «Чучело» Т. Разнодорожней (театральная школа «Росинка» культурно-спортивный центр «Азот» г. Березники Пермского края, режиссер — Екатерина Лабурец). Сюжет ведет Лена, рассказывающая своему дедушке (символично представленном в виде вешалки с плащом — мир взрослых не может помочь) о своем пути в мир. Ребята искренно размышляют о том, что такое быть собой, какой ценой дается честность. Девочка проходит сложный путь, но события не ожесточают ее, а напротив порождают еще большое милосердие — и она как заклинание произносит: «никогда не травить других!» В итоге спектакль становится исповедью и покаянием не сколько чучела, а всего класса. Мария Петухова за роль Железной кнопки была награждена дипломом «Яркая творческая индивидуальность».

Постановка «Большая меховая папа» по книге К. Драгунской (детский театр «Чемодан» г. Минск, Беларусь, режиссер — Ольга Смолюгова) знакомит с деревушкой с незатейливым названием «Ежкины кошки»: за баловство учитель вызывает отцов ребят к директору, и дети судорожно пытаются их найти. Испытав множество приключений, в том числе мистических, им удается достичь счастья — и папы спускаются с гор. Грустная история имеет два пласта и сыграна легко и гармонично.

Запоминающейся оказалась работа «Новое платье короля» по сказке Г.Х. Андерсена (СТДА Ванадзорская театральная студия при Лорийском областном отделении СТД Армении г. Ванадзор, режиссер — Элфик Зограбян). Яркие реакции, сверкающие глаза, родной язык — ребятам удалось во всей красе проявить непосредственность национального характера и оригинальность восприятия мира. Модные швеи в деловых костюмах, замирающий от восторга Король, придворные — все играют с наслаждением. Спектакль подталкивает к размышлениям о том, насколько человек зависит от общественного мнения  и отказывается верить самому себе, даже в самых очевидных случаях.

Семейную монодраму нашего современника Юлии Поспеловой «Леха» (детский киножурнал «Компот» г. Ярославль, режиссер — Владимир Вобликов) разыгрывают три девушки. Погружение в такую простую и близкую многим жизнь человека, под старость нежданно встретившего свою любовь, рассказана с нежностью и вниманием к узнаваемым приметам времени. Актрисы чутко воспринимают поэтическое начало пьесы, со светом и теплом передают ее исповедальную интонацию и рассказывают о том, как человеку всю жизнь не хватало другого человека. Спектакль вызвал огромный эмоциональный отклик и получил «Гран-при» фестиваля.

В рамках внеконкурсной программы рассказали «Притчу о блудном сыне»  Г. Толстоногова (православный театр «Пчелки» воскресной школы при Храме святого Андрея Первозванного г. Макеевка Донецкая Народная Республика, режиссер — Юлия Шевелева). Юные артисты говорят на вечные темы: о юношеском желании свободы, родительской готовности отдавать, раскаянии и принятии, рисуя объемные образы персонажей.

XXIV Международный «Брянцевский фестиваль» подарил массу положительных эмоций, предоставил возможность поработать на профессиональной площадке, помог вырасти в художественном плане и завязать дружеские контакты, а также во всем многообразии представил театральное творчество детей мира. Отрадно, что ребята увлечены литературой и искусством, бесстрашно погружаются в эту стихию. Это говорит о том, что будущее в надежных руках!

Елизавета Ронгинская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.