Живой: Новый взгляд на творчество Виктора Цоя

живой-современник

27 марта в театре «Современник» состоялась премьера спектакля Виктора Рыжакова «Живой», основой для спектакля послужили жизнь и творчество Виктора Цоя.

О спектакле говорили много – студенты затевали  споры о важности спектакля вместо пар, фанаты Цоя вели споры в комментариях в социальных сетях и многие мои знакомые в своих сторис в инстаграме искали компанию на спектакль. Словом – интерес был и довольно большой.Спектакль обещал быть интересным и благодаря режиссёру. Виктор Рыжаков уже знаком московскому зрителю, как постановщик многих пьес Ивана Вырыпаева. Масла в огонь и подкидывали актеры – это молодые артисты и почти все выпускники мастерской Виктора Рыжакова. К тому же интерес к Цою растёт с каждым днём в связи с новой волной популярности пост-панка в России.

В фойе  театра было  много народу – среди них не только фанаты культового музыканта, но и журналисты, искусствоведы и молодые музыканты, которые только начинают свой творческий путь. Все зрители обсуждают только предстоящий спектакль, сложилось ощущение, что иные темы для разговоров исчезли. «Цой. Цой. Цой. Спектакль. Цой. Играют студенты. Цой. Цой» — вот все слова, что произносились  в театре «Современник».

Раздаётся звонок, что зовёт нас занять наши места согласно купленным билетам. Но поиск места уходит на второй план, когда взгляд падает на сцену. Довольно непривычно для театра, ведь это похоже на сцену в клубе перед концертом какого-нибудь музыканта. Но сегодня будут рассказывать  про Цоя и поэтому можно понять декорации.

После третьего звонка гаснет свет и голос из колонок, как и всегда, просит выключить телефоны и ничего не снимать. Привычное дело. На сцену выходят  актеры, их приветствуют аплодисментами. Спектакль начинается с диалога из книги Сергея Козлова «Ёжик в тумане», а после следует песня «Игра», но совершенно в ином стиле -вместо гитары звучит фортепиано и поёт девушка с тонким голосом. После этой сцены снова следует  диалог,но уже имеющий отношение к Цою, а после  музыка, но уже более энергичная.

Спустя минут десять становится ясно, что все шоу будет построено на монологах, что говорил Цой или его близкие, а также на его песнях. Это не совсем спектакль,и даже не спектакль-концерт, и не кавер-концерт. Тут, как в случае с антидрамой, невозможно определить точный жанр, поэтому становится ясно почему создатели обозначили это, как «21 история про Виктора Цоя». И песни его будут звучать по-новому. Здесь не будет не будет знакомых, грубых гитарных риффов, зритель услышит песни легенды под саксофон, фортепиано, скрипку, виолончель, контрабас – словом под все то, что невозможно было даже представить.

До дрожи интересно, но временами непонятно особенно, когда диалоги идут не по хронометражу, не по порядку – то знакомый Цоя говорит о смерти, то он только женился и монолог от лица его жены, то Валентина Цой вспоминает  маленького Витю, то снова говорят о гибели. Все же стоит признать, что энергия актеров, подача песен, танцы, смена музыкальных инструментов и настроения заставляют наблюдать за каждым мгновением и лишь изредка не понимать временные рамки.

Этот спектакль/ концерт/шоу/история попытка посмотреть на наследие Виктора Робертовича Цоя под другим углом, попытка показать, что его музыка вне времени и места, что его музыка может меняться и обретать совершенное иные формы. Здесь нет ничего общего со спектаклем Юрия Грымова «Nirvana», здесь нет ничего общего с классическими пьесами. Это совершенно непохожая ни на что история, которая поможет посмотреть на культового музыканта с новой, непривычной для нас стороны.

Азалия Фаттахова специально для Musecube

Фотографии Магистра Страстей можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.