Под текстом. Выпуск 3. Сокровенное Карины Акопян

Привет всем! Это поэт Павел Быков и моя авторская рубрика «Под текстом». В ней я беседую с поэтами и музыкантами об их творчестве, жизни вне творчества, об их увлечениях, планах и стремлениях. Кроме того, иногда я буду делиться и своими мыслями о современном искусстве. Чего я хочу? В первую очередь, показать вам, что творческие люди почти ничем не отличаются от остальных людей, а еще, что творчество и, в первую очередь, поэзия могут быть популярными и в нашу постиндустриальную эпоху. Продолжаем!

карина акопян

Карина Акопян – удивительный, солнечный, искренний поэт, один из ярчайших представителей московского литературного андеграунда. Ее стихотворения и выступления – это всегда вспышка, обнаженный нерв, тотальная эмоция. Что и говорить, южная, горячая кровь кипит в венах ее стихов в полную силу. Уже больше года Карина находится заграницей, но при этом не теряла там времени даром. Осенью 2020 года Карина привезла нам свою дебютную книгу стихов «О сокровенном» и проехала с ней небольшой тур по европейской части страны. О книге, о творчестве в целом, о жизни русскоязычного поэта вне литературной тусовки и о дальнейших планах мы и поговорили с Кариной на прошлой неделе.

Карина, прошло три месяца со дня выхода книги в свет. Каковы ощущения от книги у тебя сейчас? Осталось ли удовлетворение от результата?

Часто говорят, что первая книга несколько черновая, обкатка навыков редактуры и книгоиздания, и ее потом хочется переделать. В моем случае это не так. Время, конечно, покажет в дальнейшем. Но на сегодняшний день я полностью удовлетворена результатом. Она получилась даже лучше, чем я ее планировала. Ну «какава» все-таки книга!

Ты выступаешь на различных площадках уже 10 лет, но первая книга стихов была выпущена только сейчас. С чем это связано?

Наверное, я не очень амбициозна в целом. Я отношусь к поэзии, как к удивительному процессу жизни, который происходит по своему естественному течению, без больших целей и бизнес-плана. Поэтому я не торопилась. Это не совсем правильно и конструктивно, но как есть. Также я не самый продуктивный поэт, у меня не так много написано материала. Когда я задумывалась про книгу, мне хотелось, чтобы в нее вошли самые лучшие стихи, за которые мне не будет стыдно. Мне хотелось собрать достойную подборку. С другой стороны, для меня всегда большим вопросом вставала задача распространения книги, меня это пугало. И я не могу сказать, что в итоге я с ней справилась. 2018 и 2019 годы оказались очень плодотворными для меня, написалось достаточно интересных стихов. К середине 2019 года, я поняла, что я занимаюсь поэзией много лет, у меня много хорошего материала и настал момент его реализации, и, если он не произойдет, материал просто пропадет. Этот момент – вот сейчас, и нужно делать книгу. И я приступила.

В твоей книге концептуально выделено 4 раздела? Расскажи о них поподробнее.

Мне хотелось, чтобы у книги была какая-то история и композиция. Хотелось вовлечь читателя в путешествие, но в котором у него будет при необходимости выбор, возможно отказ от погружения в неподходящее для него настроение. 4 раздела собрали 4 разных темы и 4 состояния, это – путь трансформации, история познания мира через сокровенное в его разных проявлениях. Первая часть «На ощупь» – это начало пути, внутреннее становление, открытие для себя внешнего мира и внутреннего мира в себе, сомнения, восторг, очарование и разочарование. Человек входит в жизнь и на ощупь пробует ее, жизнь откликается. «Сердцем» – это стихи о любви. Любовь – это, наверное, самое сокровенное, что есть у каждого. Вторая часть не только о любви мужчины и женщины, она также о любви к семье, к дорогим людям, о безусловной любви, о любви в ее разнообразных проявлениях. Важнейший аспект познания – смотреть на мир сердцем, через любовь. «Черными перьями» – часть о боли. Здесь собраны стихи сильные эмоционально и тяжелые по содержанию. Она завершается большой важной для меня вещью, в которой много настоящего горя. Негативный жизненный опыт – это одна из граней, от которой не уйти, и такие стихи тоже нужны читателю. Страницы, написанные черными перьями, не вырвать, их можно только пережить. Последняя часть «Про свет». Название говорит за себя. Здесь собраны стихи о восхищении чудом жизни. Именно светом хотелось завершить книгу, это ее главный посыл.

А понятно ли будет такое разделение читателю?

Я очень надеюсь на это. Но если нет, у разворотов разделов получились классные иллюстрации. Хотя бы поэтому не стоит жалеть о такой концепции

К слову об иллюстрациях, твоя книга уникальна еще и тем, что она проиллюстрирована тобой же. Расскажи о процессе создания иллюстраций, не сложно ли визуализировать саму себя?

Это было важной частью концепции книги – сделать самой иллюстрации к ней. Было очень сложно начать, я этого никогда в жизни не делала, было страшно, что ничего не получится. Я приняла решение делать иллюстрации на графическом планшете, это гарантировало лучшее качество для верстки. Проблема заключалась только в том, что я не имела ни малейшего навыка работы на нем. Пришлось осваивать. Мы находились в этот момент в путешествии. Как раз на этот период пришелся карантин, и мы оказались в бухте французского острова Гваделупа около заповедника Кусто, изолированные на парусной лодке. Для работы на ноутбуке не хватало электроэнергии, я могла заряжать его только около часа в самые солнечные дни на лодке или на берегу через дорогу от закрытого кафе. Хозяйка прогоняла меня, потому что по закону люди могли находиться на улице только по одному, ее могли оштрафовать полицейские. Приходилось садиться через дорогу от розетки и ждать. На берегу было достаточно тревожно. В итоге получалось, что в день у меня было около 4-х часов компьютерного времени, столько ноутбук держал зарядку. Но я приспособилась. С какого-то момента я погрузилась в процесс и начала кайфовать от того, что получается. Мне не было трудно визуализировать себя, наверное, потому что я как бы отстранилась. То есть у меня есть тексты, я даже не думала о том, что они мои, и сейчас я – иллюстратор, а стихи – ТЗ, которое нужно выполнить. Я старалась сделать лучшее, что я могу.

карина акопян
«О сокровенном». Авторские иллюстрации к книге

Как я понял, в сборник включено много ранних стихов. Редактировала ли ты их, не казались ли тебе они слишком наивными для показа на публику.

На самом деле, не очень много, я достаточно критично подошла к отбору стихов и многое забраковала. Остались только самые важные. Да, ранние стихи, вошедшие в книгу, я конечно редактировала.

А вообще, нужно ли редактировать стихи, или выплеска на бумагу по вдохновению достаточно?

Конечно нужно. Я считаю, это уважение к читателю и к себе в первую очередь. Нужно упорядочить мысль и избавиться от лишнего, чтобы не утруждать читателя разбираться в неоформленном потоке сознания. Только очень важно уметь по-настоящему погрузиться в стихотворение при многократном возврате для редактуры и вовремя остановиться, чтобы не плодить словесную мертвечину ради формы. Как раз поэтому очень сложно редактировать старые стихи. Сложно вернуться в настроение вещи, которая была написана 10-15 лет назад, поскольку у тебя изменился слог, форма мысли и система восприятия. Для книги «О сокровенном» я кропотливо редактировала ранние стихи, и включила изменения только тех частей стихов, которые действительно получились. Некоторые шероховатости намерено были оставлены, дабы не убить очарование и мелодику, пусть наивную, но живую. Я за баланс. Наверное, получилось не идеально, но я не волшебник, я только учусь.

Помогает ли тебе профессия архитектора, дизайнера в процессе создания стихотворений, выражения мыслей?

Я думаю, что да. Это накладывает свой отпечаток. Во-первых, у архитекторов совершенно особенные взаимоотношения с городом. Наверное, отчасти поэтому у меня больше всего городской лирики. Система образов питается от базы полученного образования, эти вещи прописаны в подсознании. Архитектор мыслит структурами, я думаю, это отражается на формообразовании. Во-вторых, у меня очень яркие и важные взаимоотношения с цветами. Часто есть потребность создания живописи в стихах, потому что ты не можешь ничего сделать с тем, что ощущение от цвета переходит во вкус, а дальше в телесные ощущения так сильно, что просто необходимо это написать.

Каким ты видишь своего читателя? В чем смысл поэтического высказывания, цель поэзии, творчества?

Я вижу своего читателя чутким. Мне кажется это главное слово. Смысл поэтического высказывания – дать почувствовать живое чудо жизни, неуловимое, невыразимое, кристальную ясность и неразрешимую загадку одновременно. В этом цель любого творчества – соприкосновение с чудом.

карина акопян
Карина Акопян. Тур «О сокровенном»

С недавних пор в твоей жизни огромное место заняли путешествия. Мало кто из отечественных поэтов путешествовал по миру. Именно путешествовал, а не вынужденно эмигрировал. Это очень редкая поэтическая традиция. Расскажи, что тебя впечатлило больше всего, может быть какие-то места, менталитет людей?

Случилось много удивительного, правда. Очень впечатлил заросший, но действующий вулкан на острове Сент-Винсент, когда смотришь прямо в огромную лунку кратера. А до этого ты шел по тропинке, с обеих сторон от которой обрыв, заросший циклопическими по размеру тропическими растениями, как будто ты подвешен в сочной зелени огромного сказочного мира. Острова Иль-де-Санс покорили ослепительной красотой гор и пляжей, такой рай с открытки, где еще при этом невероятно хорошо душе и весь остров можно пройти за пару часов пешком. Горы расположены в разных частях острова, и с них открывается вид на весь архипелаг. Там хочется стоять и орать: «Красотищщааа! Красотищщааа!» Я бы там осталась, если бы было можно… Остров Сент-Мартин впечатлил небом и затонувшими кораблями после урагана «Ирма», которые вросли в окружающую среду за несколько лет. Такой мир глобального кораблекрушения под распахнутым наизнанку небом с кучей удивительных облаков. Что касается людей – за год накопилось много потрясающих яхтовых историй, всех не рассказать. Местные люди очень колоритные, открытые и колючие одновременно, набожные и очень громкие. Сейчас я на острове Барбадос. И меня поразил тут цвет морского прибоя. Здесь самая чистая вода на Карибах, остров находится в стороне от гряды малых Антильских уже в Атлантическом океане, поэтому такая вода. Цвет светящейся бирюзы. И на пляже чуть розоватый песок. Перед закатом это сочетание дает эффект настоящего перламутра. Весь прибой светится перламутровым отливом. Такая мягкая красота, которую не сразу заметишь, но увидев невозможно отвесть глаз и опомниться.

Отразятся ли эти путешествия в твоем творчестве?

Уже начали отражаться, в тематике в первую очередь. Море во всем, в каждой строчке. На самом деле, я стала меньше писать. Такой образ жизни предполагает постоянную адаптацию и обучение, остается меньше времени и энергии. Для меня поэзия сильно энергозатратна. Буду учиться находить новые ресурсы. Еще я начала писать прозу. Поэзии, как формы, не достаточно для повествования. Пробую формат путевых заметок и эссе. Надеюсь научиться писать хорошо. Может когда-нибудь получится сборник рассказов о Карибах.

Каким тебе видится поддержание связи своего творчества с Родиной в дальнейшем. Не будет ли оторванность от родной почвы сказываться на творчестве. Нет ли страха молчания?

Я вижу возможность поддерживать связь при помощи интернета и онлайн технологий. В 21 веке все стало проще, проще протянуть ниточку к сердцу родной земли, чем когда-либо. Изоляция 2020 года показала, что переход в онлайн работает во всех сферах, и поэзия не исключение. Но я понимаю, что буду чувствовать себя оторванной несмотря на это. Живое общение, энергообмен и выступления невозможно ничем заменить. Эгрегоры поэтических сообществ очень сильно работают и дают многое для творчества. И в них нужно находиться непосредственно. После хороших стихов легко пишется, это правда. Без окружения и поэтических вечеров будет пусто во многих аспектах. Я не говорю про отдельных людей, с которыми разлука очень болезненна во всех смыслах. Конечно мне страшно оказаться в творческом вакууме и бессилии. Я думаю, мне предстоит пережить такой период. Но в жизни есть вещи и пострашнее. Творчество – вещь духовная, и в нем самое главное любовь как основа и счастье от процесса. Если эти вещи настоящие, то ничего не может помешать случиться поэзии и творчеству. Так что все в моих руках. К тому же в Россию я еще приеду, пусть и не очень скоро, но вы от меня никуда не денетесь

Напоследок, подари нам какое-нибудь пожелание, напутствие в виде стихотворения.

Хорошо, дарю:

физалис

не хочется ничего…
а особенно жить слезами…
будто время пришло, и будто
созревает души физалис,
глядя в небо, что перламутром
перьевых облаков так хрупко.

лишь готовность смотреть и слушать
безграничные сети сказаний.
батик дней — по прозрачной трубке
сотни красок цветут на ткани.
мантрой пенной, искристой сутрой

распахнуло объятья утро!
светит мир, прикоснись руками!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.