Парик

История парика насчитывает  много сотен лет: их носили ещё в Древнем Египте и продолжают носить до сих пор, однако расцвет моды на парики пришёлся примерно на вторую половину XVII – XVIII вв. (в дальнейшем они сохранятся в качестве детали костюма у лакеев или, например, судей, некоторые старомодные военные продолжали надевать парики и в 1830-х).

Р.М. Кирсанова даёт следующее определение парика:

«Накладная конструкция из натуральных волос либо материалов их имитирующих (шерсть животных, морская трава, волокна кукурузы, синтетические материалы и др.), нашитая на матерчатую или синтетическую основу».

Этот аксессуар в XVII – XVIII вв. являлся преимущественно мужским.  У женщин бОльшей популярностью пользовались разнообразные накладки из волос (пряди, шиньоны, как бы сейчас сказали «наращивание волос»), а ношение ими париков подвергалось куда более жестокой сатире, нежели ношение париков у мужчин (это свидетельствовало о том, что дама надеется скрыть какие-то серьёзные проблемы с волосами).

Парики существовали для особых случаев и на каждый день, на них даже распространялись вполне современные акции – из серии «купи один парик и получи второй с небольшой доплатой», за ними требовался постоянный уход  — завить, причесать, заново напудрить, правильно хранить (ящик для парика). При желании можно было оплатить годовой уход за париком тому же парикмахеру, у которого его купили.

Различные формы париков носили различные же названия. «Аллонжевый» — с буклями, tye wig – с лентой, pig wig – c косичкой, bob – с короткими завитками и проч.

Судя по истории некоего Сэмюэля Пипса – служащего времён английского короля Карла II (1660-е, время, когда парики начали входить в моду), парик постепенно становился неотъемлемой частью мужского костюма, причём на него иногда приходилось потратиться.

«В отсутствие приличного костюма я был вынужден пресмыкаться, словно нищий» — признаётся Пипс, который шёл к покупке парика постепенно (в конечном итоге они с женой решили потратиться на новый костюм, ради его продвижения по службе, парик уже являлся обязательной его частью).

С какими же проблемами столкнулся Пипс?

  1. Завшивленные (буквально) парики – парики с гнидами. Конечно, их можно было вывести, но неприятный осадок оставался. Вообще, в виду большого спроса на волосы для париков, поступающее «сырьё» должны были проверять ещё на границе и уж тем более внутри страны.
  2. Правительство не зря опасалось различных болезней, к примеру – ЧУМЫ. Чумные парики – ещё одна гадкая подробность того времени. Делать парики из волос умерших никто не стеснялся, повезло, если в той области не было эпидемии, и покойник при жизни ничем особо заразным не болел.
  3. По заявлениям современников «Парик был вещью статусной, дорогостоящей и портативной. Неудивительно, что он привлекал внимание воров», более того ходить с непокрытой головой для мужчины считалось дурным тоном, это вызывало насмешки. Парики воровали прямо на улице, сбивая жертву с ног. Иногда парик забирали в качестве «бонуса» к уже награбленному.
  4. Как следствие, появлялись ОБЪЯВЛЕНИЯ о пропаже париков или об их находке. Кстати, тех, кто являлся за якобы своим потерянным париком , могли попросить назвать имя мастера, у которого парик куплены, и где его мастерская.

Множество париков мы можем увидеть и сейчас – они прочно прописались в живописи, на гравюрах, модных картинках и, конечно же, в фильмах. В повседневной жизни их носят по разным причинам – начиная от попыток скрыть дефекты и заканчивая принадлежностью к субкультурам (например, косплей).

Что посмотреть начинающим любителям париков:

  • «Распутник» (с Джонни Депом) – XVII в.
  • «Прощай, моя королева» — XVIII в.
  • И, конечное же, знаменитые «Опасные связи» — тоже XVIII в. (вот сцена, где героев
    одевают и напудривают — https://youtu.be/4GBhKrwdqjo ) — собственно, высокий
    статус Вальмона можно определить по огромному количеству париков, которые у
    него есть. По ходу фильма можно наблюдать за тем, что в разных ситуациях и парики он носит разные, хотя при этом собственных волос обрезать не стал. В урезанном, кажется, виде также представлена сцена, где напудривают его парик. Почему в урезанном? Потому что в идеале следовало иметь целую «комнату для напудривания», но об этом в следующем выпуске «Гадкой моды».

Анастасия Комаровская, Музей моды

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.