Кто из нас не слышал песню про «Школьную московскую любовь», кто не напевал «Так придумай для себя новый день календаря»? Автор этих замечательных произведений – столичный музыкант Александр Зарецкий, лидер группы «Старый приятель». Группа появилась в середине 90-х, но за два десятилетия не растратила вдохновения и азарта, продолжает записывать песни и снимать клипы, и буквально только что выпустила в свет новый сингл. Это событие и стало поводом к беседе с Александром Зарецким – хотя признаюсь, пообщаться с таким человеком интересно и без всяких поводов!
MuseCube: Александр, здравствуйте. Для затравки беседы, приоткройте, пожалуйста, завесу тайны: несколько лет назад вы всех заинтриговали информацией про предстоящий ребрендинг вашего коллектива. Соцсети буквально шумели от этой новости. Но в итоге вы так и остались «Старым приятелем». Вы передумали? Или просто хотели встряхнуть вашу публику?
Александр Зарецкий: Да нет, «встряхивать» мы, конечно, никого не хотели. Просто мне казалось, что «Старый приятель», скажем так, потерял актуальность как группа, как некий бренд. А ещё проблема, с которой я лично столкнулся – у нас много раз менялся состав, и, несмотря на то, что это были очень хорошие музыканты, нас лихорадило и люди приходили — уходили. И был момент, когда казалось, что, может быть, стоит не придумывать некий «Старый приятель», потому что в итоге за «Старого приятеля» отдувался я один. Но когда мы вроде бы как подумали, что может быть, так стоит и поступить, сработала какая-то штука… Наше окружение, те, кому наша музыка нравится, сказали: «Мы так привыкли, для нас это – «Старый приятель», зря ты зарубаешься». И ничего страшного нет в том, что поменялись участники, потому что каждый состав уникален.
Когда мы записывали первый альбом, там были очень яркие ребята – Влад Гусев, которому я предлагал петь половину песен, особенно хорошо Владу удавались рок-н-роллы. Костя Платов — профессиональный барабанщик и харизматичный человек. Он не очень-то любил «Битлз», и это было здорово, потому, что он вносил элемент другого стиля в аранжировки наших песен, и это придавало им особый шарм. Профессиональный гитарист Володя Кардонов. Это ребята, которые повлияли на звучание «староприятельских» песен 2-й половины 90-х. Потом появились такие достаточно профессиональные ребята, как Саша Тюстин — басист, Олег Лужецкий -барабанщик, Николай Скворцов,- гитарист, и мы с ними в начале 2000-х сделали много записей, это совершенно другое звучание «Старого приятеля», более модное, что ли. Коля Скворцов – интеллектуальный музыкант, обладающий многими возможностями в гитарной игре, абсолютно не привязанный к какой-то отдельной теме, типа «я люблю Led Zeppelin» и точка. Потом, в 2008 году, спустя 12 лет, появилась новая полноценная пластинка «Всё в нас», песни с этой пластинки несколько недель были в «Чартовой дюжине», мы получили новый радийный хит. И работали над пластинкой Антон Басов, который теперь уже много лет бессменный гитарист приятеля и мой товарищ, а так же Игорь Комаров и Сергей Андрианов. С этими ребятами у нас появилось полноценное трёхголосье, которое мне всегда нравилось. Это дало отпечаток и на тех песнях, что мы записывали в тот период. Чуть позже наш саунд украсила труба Пети Тихонова из «Неприкасаемых», а сегодня к нам с Антоном присоединились Женя Морозов — бас-гитарист и певец, и барабанщик Арсений Визер, профессиональный и очень талантливый музыкант. И вот недавно мы разродились новым синглом.
— Как раз хотела перейти к разговору о сингле. В чём его особенность, отличие от предыдущего вашего творчества?
— Если раньше я доминировал в аранжировках группы, то сегодня в этом смысле ко мне присоединился Антон Басов, соответственно, появились новые краски. И потом, я познакомился с продюсером и киносценаристом Алексеем Сашиным, и он взял на себя смелость cпродюсировать новый сингл, а также снять два полноценных видео. У нас с Алексеем похожие вкусы, такого битловского, что ли, свойства, но Алексей ещё большой поклонник брит-попа, И это всё отложило отпечатки на сингл. Мне вообще трудно судить, чем отличается эта работа ,например, от альбома «Паринама»: там тоже, на мой взгляд, есть очень разностильные вещи, ну и важно, что микширует наши песни уже много лет включая и новый сингл Василий Краковский. Слушайте и сами оценивайте.
— Если я правильно понимаю, когда у группы выходит сингл, это значит, что и полноценный альбом тоже не за горами?
— Здесь сложная ситуация. Во-первых, у меня давно уже подготовлен цикл песен под названием «Круглый бильярдный стол», и это очень личная работа. Но я пока не понимаю, как её отделить и нужно ли отделять от понятия «Старый приятель».Там много красок, которые не свойственны той музыке «Старого приятеля», к которой мы все привыкли. Я этим альбомом сейчас занимаюсь, параллельно занимаемся всей группой и непосредственно «староприятельскими» записями, и во что это выльется, я пока не знаю. Может быть, это будет двойной альбом, может быть, что-то другое – трудно сказать. Но мне интересно подвести нас к очередному «староприятельскому» альбому и песен для этого точно хватит. Тем более, что и Антон что-то уже пишет, и, возможно, у него получится предложить что-то для нашего альбома. Это будет очень здорово, он талантливый человек!
— Ещё одна свежая новость, касающаяся «Старого приятеля», это то, что вы записываете совместную песню с Алексеем Мурашовым, участником бит-квартета «Секрет». Как скоро её можно будет услышать?
— У меня с Алексеем сложились давнишние товарищеские отношения, мы же – последователи «Секрета», если можно так сказать. Это та «битловая» парадигма, которая от «Машины времени», от наших ранних ВИА, от «Секрета» пришла и к нам. А Лёша всегда симпатизировал тому, что я писал, и однажды он предложил поучаствовать в сочинении одной из его песен, по части текста. А совсем недавно Лёша написал мелодию и прислал мне её: «Попробуй, Зарик, написать сюда текст». Мне, вообще, всегда казалось, что мне легче писать музыку к своим песням, я всегда от этого «пляшу», а со стихами приходится сильно напрягаться, ждать вдохновения… И как-то сидел-сидел, Лёшкин голос в компьютере пел-пел, убаюкивал меня, убаюкивал… И, слово за слово, что-то написалось. Мне трудно было это всё оценить, мне казалось – плохо всё, что-то не то. А потом Лёша через пару месяцев мне прислал демо-запись с аранжировками Владимира Густова, музыканта, который работает с «секретовцами». И я услышал совершенно другое. С моей точки зрения, это идеально слилось – и слова, и мелодия, меня это цапануло. Созвонились с Лёшей, и обсудили, что имеет смысл за этот номер побороться и показать его обществу. Для этой цели я поеду в Питер 26-го, будем над ней работать, возможно, даже снимем какое-то видео, чтобы нам поверили, что это мы (смеётся).
— Кстати, вас не обижают постоянные сравнения «Старого приятеля» с «Секретом»?
— Нет, конечно, для меня это естественно. Потому что, как я уже говорил, мы все из одной музыкальной парадигмы. Нас называли «российские битлы», я часто это слышал от журналистов. Это так удобно: завершить картину в своей голове, ярлык повесить. Ну, пусть так: потому что нас четверо, мелодичная музыка, где-то два — три голоса. В контексте групп, которые копировали Iron Maiden, Radiohead или пытались драть у Ice-T, мы, наверное, битлы. Это скорее узость взглядов журналистов, которые так пишут. Никто не будет копаться и анализировать из чего на самом деле состоит твоя музыка и что тебя питало, как автора. Ну да, «Битлз», четверо, даже с гитарами. А «Четыре танкиста с собакой» — это тоже «Битлз», только с собакой?
— Питерская группа «Кафе», как мне кажется, тоже вам близка и по духу, и по стилю. Её лидер, Алексей Смирнов, всегда очень хорошо отзывается о вашем творчестве. Вы не думали о совместных проектах?
— Я был пару раз на концерте у Лёшки. Конечно, они отличная команда, Лёша – харизматичный, талантливый человек. И когда мы ездили в Питер, выступали в «Джаггере», мы с Лёшей встретились, Лёша предложил сделать песню. Но это я тормознул, на самом деле: у меня бывают периоды, когда ничего не рождается. И видимо, на такой период попало: Лёша мне прислал зачатки очень недурной песни, и по договоренности, я должен был дописать половину. Но эта тема по моей вине не пошла – Лёша, прости!
Возможно, это был период, когда я выдохся, ведь недавно я завершил большую годовую работу с участниками самого звёздного состава «Весёлых ребят» начала 70-х, людей, которых я всегда очень уважал, как музыкантов, рос на их музыке. Мы сделали пластинку «Люди встречаются» — как дань тому времени и той музыке. Потом у меня состоялся серьезный творческий проект с поэтом Дмитрием Панаретом, который написал несколько совершенно умопомрачительных стихов, а я сочинил на них музыку и аранжировки. Отчасти это некая дань альбому «По волне моей памяти». Димины стихи охватили собой чуть ли не весь поэтический мир — мы «приезжали» в Фиате Уно на испанское побережье, гуляли по джунглям, где крокодилы пытались нас утащить на дно, читали тосты на кавказском застолье, потели в Африке, любуясь жирафом и т.д. Суть этого альбома в том, что Дима перевоплощался в каждом стихотворении в поэта, которому оно посвящено, и используя приёмы этого поэта, писал свои стихи-посвящения. Уникальная работа, честное слово! Уитмен, Есенин, Блок, Лорка… всего 14 песен.
— Заинтриговали! Вы планируете выпустить эту пластинку?
— Да, несомненно, мы мечтаем довести нашу работу до конца. Но есть много сложностей, начиная с того, что нам нужен для записи полноценный оркестр, и кончая тем, что я не планировал все песни петь сам, хотелось что бы в этих номерах участвовали разные яркие исполнители. На сегодняшний момент мы записали Сергея Мазаева (он исполняет песню-посвящение Льву Ошанину), Сергея Беликова, Мехрдада Бади, Игоря Иванова — все трое участвовали в записи тухмановской «По волне моей памяти». А одну из песен я предложил Михаилу Боярскому. Михаилу Сергеевичу песня понравилась, но очень сложно подгадать момент, когда он бывает в столице. Ждем удобного случая.
— Кого вы считаете своим учителем в музыке?
— Очень сложно кого-то выделить. Я поймал себя на мысли, что одна из моих корневых мелодий – это Эшпай, музыка из фильма-спектакля «Малыш и Карлсон» 71 года. Это, так же, мелодия из первого фильма «Приключения Буратино». Я вырос с этой музыкой, и она меня очень сильно трогала. Это «Приключения Электроника» — там просто потрясающие песни, фильм «Два капитана», многие — многие фильмы… Потом Абба, Юрий Антонов. Это, несомненно, «Битлы», но они вошли чуть позже, с песней Michelle. Это Давид Федорович Тухманов, совершенно уникальный композитор Сергей Дьячков. Классики — Рахманинов, Чайковский, Гершвин, Шопен… Разные ветви джаза… Нельзя одного «учителя» назвать. А если мы говорим о форме городской песни, это Джон Леннон. Так что учителей много.
— Группе «Старый приятель» уже 21 год. Стиль ваш хоть и меняется, но не глобально. Такой, я бы это назвала, романтично-зажигательный бит. Мне интересно, насколько в наше время, столь тяжелое и суровое, такая музыка востребована.
Несомненно, сегодня все сильно изменилось. Я приезжаю в другой район Москвы, и мне кажется, что это не моя Москва вообще. Та Москва, в которой я вырос, была совсем другой. Я родился на улице Новаторов, это Юго-Запад. Там была своя атмосфера, свой климат . Но мы с мальчишками ездили в Тушино (другой конец города), самолёты запускали, и это был всё тот же город, те же люди, те же вывески, та же одежда, та же музыка из окон доносилась. Сейчас всё, конечно, сильно изменилось. И то, что вы описали, как «зажигательный бит», вряд ли будет иметь большое число поклонников сегодня. С другой стороны, это не так важно, потому что то, что мы делаем, то, что я лично делаю, я делаю потому, что мне это нравится. Как сказала героиня фильма «Реальная любовь», «Настоящая любовь не ржавеет». Вот и моя любовь к тому, что я делаю, не ржавеет. Иногда приходят в голову какие-то неправильные мысли, но в этот момент обязательно появляется какое-либо письмо или какой-то звонок с обратной связью и благодарностью за песни, или проходит очень удачный концерт – и всё встаёт на свои места.
— А какую-то более тяжелую музыку вам никогда не хотелось поиграть? Хард-рок, например?
— Вы послушайте нашу песню «Кислород». Двумя руками не унесешь! А почему вы про хард-рок спросили?
— Ну не знаю, мне кажется, у многих музыкантов такие эксперименты бывают. Тот же Леонидов, помните, песню Макара так достаточно тяжело сыграл. «Кого ты хотел удивить».
— Ну, это, знаете, как музыкальный театр. Мы сейчас с ребятами делаем попурри на песни «Битлз» — но, условно говоря, не всё копируем так, как они делали. У нас Let It Be, например, в регги идёт. А I Saw Her Standing There – в шейке. А свои песни приходят, ты ищешь какие-то средства для выражения, не задумываясь над тем, что это будет. Но понятно, что моё поколение цитировало очень сильно брит-поп. А мне он не в кайф, в поп роке я сижу на саунде 60-70х..
— Вы сегодня много вспоминали «Секрет»! (Часть разговора осталась за кадром. Прим. Musecube)
— Просто я впечатлён концертом. Я ходил к ребятам на их сольник в «Крокусе», и вот сейчас на юбилей Максима. Многие, может быть, этого не осознают, но когда тебя в юности что –то вдохновляет и восхищает, это с тобой навсегда остаётся, и мне очень приятно признаваться в любви к «Секрету». Там были Женя Маргулис, Андрей Макаревич, Коля Фоменко – весь цвет «битлового» рок-н-ролла. Конечно, я тоже был бы рад принять участие в такой компании, тем более, что «Старый приятель» уже пел в концертах «Секрета» в Театре Эстрады в 97 году. Тогда у «Старого приятеля» были красивые костюмы – вот почему, наверное, нас пригласили (смеётся).
Может быть, не скромно себя ставить в этот ряд, потому что у нас и не сложилось такой громкой истории, как у «Машины» или у «Секрета», но, тем не менее, мы все – «битловские» апостолы!
— Вашей группе уже 21 год! Это две истории «битлов», если чисто по времени. Музыканты обычно рассказывают про себя кучу разнообразных легенд, баек. Что-то в таком духе можете рассказать про «Старый приятель»?
— Возможно однажды я и напишу свою историю. Потому что много интересного было. Участник нашей группы однажды раньше других приехал на вокзал, когда мы должны были уезжать из одного города. Но его паспорт и все документы остались в машине. А батарея в телефоне у него села. И он стоял и ждал нас около вагона, чтобы войти, но его не пускали, потому что паспорта не было. Он пытается нам позвонить – у него не работает телефон. В это время поезд уже вот-вот должен отходить, мы вбегаем на вокзал, садимся в первый попавшийся вагон, идём по поезду. Поезд начинает движение. И мы через окна смотрим на нашего музыканта, который стоит и у него глаза по 5 копеек. У него нет ни денег, ничего. Но самое смешное, что в этот самый момент человек, который нас провожал, стоит с мобильным телефоном и докладывает начальству: «Все нормально, «Старый приятель» в поезде». И мимо него идёт наш растерянный товарищ. Повезло, конечно, что они встретились. Тот чуть телефон не роняет, начинает звонить нам в поезд, пока мы ещё недалеко отъехали. «Ребята, срочно, его паспортные данные». В итоге они как-то умудрились купить билеты, но самое смешное, что когда мы наутро приехали на вокзал в Москву, парень нас уже встречал, и был он похож на отца Фёдора. Небритый, злой, голодный. Его посадили на какой-то поезд, он быстрее нас приехал (смеётся).
— Давайте вернёмся к разговору о сингле. Где можно новые песни послушать, будут ли они на радио?
— Радиостанции с удовольствием крутят наши старые хиты и с не очень большой охотой берут новые песни. Поэтому не уверен, что на центральных радиостанциях что-то появится. Но сейчас гораздо большее значение в музыкальном смысле имеет интернет. И фирма, которой на сегодняшний день принадлежат права, обещала, что 21 февраля сингл выйдет на всех электронных площадках, включая iTunes и другие – их очень много. И все, кто действительно следит за творчеством «Старого приятеля», без труда смогут и бесплатно послушать, и, если кто-то поддерживает наш труд, купить сингл за смешные деньги. Сегодня в этом смысле музыканту проще, потому что когда мы начинали, был только один путь. И если радиоистории у группы не было, она не получала вообще никакого слушателя…
Более того. в ближайшее время будут закончены два ролика, на песни «Молодость» и «Разделась».
— Что бы вы хотели пожелать самому себе?
— Мне, конечно, хочется продолжать выпускать альбомы – но я этим и так занимаюсь. Мне хочется, чтобы хорошо себя чувствовали мои родители,да и вся моя семья – дай Бог им здоровья. Мне хочется, чтобы в нашей стране больше людей ходило на такие концерты, какие, например, играет Максим Леонидов или Лёша Кортнев с «Несчастным случаем». Чтобы жили в нашей стране джаз и классическая музыка. Что, я сам себе желаю этого, да? (смеётся). Ну, давайте скажем так: я желаю себе не терять вдохновения ещё долго!
— Я тоже вам этого желаю! На страницах нашего портала мы всегда рады новостям от «Старого приятеля»!
Беседовала Александра Смирнова, специально для MuseCube.
Добавить комментарий