Александр Зарецкий, «Старый приятель»: «мы – битловские апостолы!»

Кто из нас не слышал песню про «Школьную московскую любовь», кто не напевал «Так придумай для себя новый день календаря»? Автор этих замечательных произведений – столичный музыкант Александр Зарецкий, лидер группы «Старый приятель». Группа появилась в середине 90-х, но за два десятилетия не растратила вдохновения и азарта, продолжает записывать песни и снимать клипы, и буквально только что выпустила в свет новый сингл. Это событие и стало поводом к беседе с Александром Зарецким – хотя признаюсь, пообщаться с таким человеком интересно и без всяких поводов!

старый приятель

MuseCube: Александр, здравствуйте. Для затравки беседы, приоткройте, пожалуйста, завесу тайны: несколько лет назад вы всех заинтриговали информацией про предстоящий ребрендинг вашего коллектива. Соцсети буквально шумели от этой новости. Но в итоге вы так и остались «Старым приятелем». Вы передумали? Или просто хотели встряхнуть вашу публику?

Александр Зарецкий: Да нет, «встряхивать» мы, конечно, никого не хотели. Просто мне казалось, что «Старый приятель», скажем так, потерял актуальность как группа, как некий бренд. А ещё проблема, с которой я лично столкнулся – у нас много раз менялся состав, и, несмотря на то, что это были очень хорошие музыканты, нас лихорадило и люди приходили — уходили. И был момент, когда казалось, что, может быть, стоит не придумывать некий «Старый приятель», потому что в итоге за «Старого приятеля» отдувался я один. Но когда мы вроде бы как подумали, что может быть, так стоит и поступить, сработала какая-то штука… Наше окружение, те, кому наша музыка нравится, сказали: «Мы так привыкли, для нас это – «Старый приятель», зря ты зарубаешься». И ничего страшного нет в том, что поменялись участники, потому что каждый состав уникален.

Когда мы записывали первый альбом, там были очень яркие ребята – Влад Гусев, которому я предлагал петь половину песен, особенно хорошо Владу удавались рок-н-роллы. Костя Платов — профессиональный барабанщик и харизматичный человек. Он не очень-то любил «Битлз», и это было здорово, потому, что он вносил элемент другого стиля в аранжировки наших песен, и это придавало им особый шарм. Профессиональный гитарист Володя Кардонов. Это ребята, которые повлияли на звучание «староприятельских» песен 2-й половины 90-х. Потом появились такие достаточно профессиональные ребята, как Саша Тюстин — басист, Олег Лужецкий -барабанщик, Николай Скворцов,- гитарист, и мы с ними в начале 2000-х сделали много записей, это совершенно другое звучание «Старого приятеля», более модное, что ли. Коля Скворцов – интеллектуальный музыкант, обладающий многими возможностями в гитарной игре, абсолютно не привязанный к какой-то отдельной теме, типа «я люблю Led Zeppelin» и точка. Потом, в 2008 году, спустя 12 лет, появилась новая полноценная пластинка «Всё в нас», песни с этой пластинки несколько недель были в «Чартовой дюжине», мы получили новый радийный хит. И работали над пластинкой Антон Басов, который теперь уже много лет бессменный гитарист приятеля и мой товарищ, а так же Игорь Комаров и Сергей Андрианов. С этими ребятами у нас появилось полноценное трёхголосье, которое мне всегда нравилось. Это дало отпечаток и на тех песнях, что мы записывали в тот период. Чуть позже наш саунд украсила труба Пети Тихонова из «Неприкасаемых», а сегодня к нам с Антоном присоединились Женя Морозов — бас-гитарист и певец, и барабанщик Арсений Визер, профессиональный и очень талантливый музыкант. И вот недавно мы разродились новым синглом.

— Как раз хотела перейти к разговору о сингле. В чём его особенность, отличие от предыдущего вашего творчества?

— Если раньше я доминировал в аранжировках группы, то сегодня в этом смысле ко мне присоединился Антон Басов, соответственно, появились новые краски. И потом, я познакомился с продюсером и киносценаристом Алексеем Сашиным, и он взял на себя смелость cпродюсировать новый сингл, а также снять два полноценных видео. У нас с Алексеем похожие вкусы, такого битловского, что ли, свойства, но Алексей ещё большой поклонник брит-попа, И это всё отложило отпечатки на сингл. Мне вообще трудно судить, чем отличается эта работа ,например, от альбома «Паринама»: там тоже, на мой взгляд, есть очень разностильные вещи, ну и важно, что микширует наши песни уже много лет включая и новый сингл Василий Краковский. Слушайте и сами оценивайте.

— Если я правильно понимаю, когда у группы выходит сингл, это значит, что и полноценный альбом тоже не за горами?

— Здесь сложная ситуация. Во-первых, у меня давно уже подготовлен цикл песен под названием «Круглый бильярдный стол», и это очень личная работа. Но я пока не понимаю, как её отделить и нужно ли отделять от понятия «Старый приятель».Там много красок, которые не свойственны той музыке «Старого приятеля», к которой мы все привыкли. Я этим альбомом сейчас занимаюсь, параллельно занимаемся всей группой и непосредственно «староприятельскими» записями, и во что это выльется, я пока не знаю. Может быть, это будет двойной альбом, может быть, что-то другое – трудно сказать. Но мне интересно подвести нас к очередному «староприятельскому» альбому и песен для этого точно хватит. Тем более, что и Антон что-то уже пишет, и, возможно, у него получится предложить что-то для нашего альбома. Это будет очень здорово, он талантливый человек!

— Ещё одна свежая новость, касающаяся «Старого приятеля», это то, что вы записываете совместную песню с Алексеем Мурашовым, участником бит-квартета «Секрет». Как скоро её можно будет услышать?

— У меня с Алексеем сложились давнишние товарищеские отношения, мы же – последователи «Секрета», если можно так сказать. Это та «битловая» парадигма, которая от «Машины времени», от наших ранних ВИА, от «Секрета» пришла и к нам. А Лёша всегда симпатизировал тому, что я писал, и однажды он предложил поучаствовать в сочинении одной из его песен, по части текста. А совсем недавно Лёша написал мелодию и прислал мне её: «Попробуй, Зарик, написать сюда текст». Мне, вообще, всегда казалось, что мне легче писать музыку к своим песням, я всегда от этого «пляшу», а со стихами приходится сильно напрягаться, ждать вдохновения… И как-то сидел-сидел, Лёшкин голос в компьютере пел-пел, убаюкивал меня, убаюкивал… И, слово за слово, что-то написалось. Мне трудно было это всё оценить, мне казалось – плохо всё, что-то не то. А потом Лёша через пару месяцев мне прислал демо-запись с аранжировками Владимира Густова, музыканта, который работает с «секретовцами». И я услышал совершенно другое. С моей точки зрения, это идеально слилось – и слова, и мелодия, меня это цапануло. Созвонились с Лёшей, и обсудили, что имеет смысл за этот номер побороться и показать его обществу. Для этой цели я поеду в Питер 26-го, будем над ней работать, возможно, даже снимем какое-то видео, чтобы нам поверили, что это мы (смеётся).

— Кстати, вас не обижают постоянные сравнения «Старого приятеля» с «Секретом»?

— Нет, конечно, для меня это естественно. Потому что, как я уже говорил, мы все из одной музыкальной парадигмы. Нас называли «российские битлы», я часто это слышал от журналистов. Это так удобно: завершить картину в своей голове, ярлык повесить. Ну, пусть так: потому что нас четверо, мелодичная музыка, где-то два — три голоса. В контексте групп, которые копировали Iron Maiden, Radiohead или пытались драть у Ice-T, мы, наверное, битлы. Это скорее узость взглядов журналистов, которые так пишут. Никто не будет копаться и анализировать из чего на самом деле состоит твоя музыка и что тебя питало, как автора. Ну да, «Битлз», четверо, даже с гитарами. А «Четыре танкиста с собакой» — это тоже «Битлз», только с собакой?

— Питерская группа «Кафе», как мне кажется, тоже вам близка и по духу, и по стилю. Её лидер, Алексей Смирнов, всегда очень хорошо отзывается о вашем творчестве. Вы не думали о совместных проектах?

— Я был пару раз на концерте у Лёшки. Конечно, они отличная команда, Лёша – харизматичный, талантливый человек. И когда мы ездили в Питер, выступали в «Джаггере», мы с Лёшей встретились, Лёша предложил сделать песню. Но это я тормознул, на самом деле: у меня бывают периоды, когда ничего не рождается. И видимо, на такой период попало: Лёша мне прислал зачатки очень недурной песни, и по договоренности, я должен был дописать половину. Но эта тема по моей вине не пошла – Лёша, прости!

Возможно, это был период, когда я выдохся, ведь недавно я завершил большую годовую работу с участниками самого звёздного состава «Весёлых ребят» начала 70-х, людей, которых я всегда очень уважал, как музыкантов, рос на их музыке. Мы сделали пластинку «Люди встречаются» — как дань тому времени и той музыке. Потом у меня состоялся серьезный творческий проект с поэтом Дмитрием Панаретом, который написал несколько совершенно умопомрачительных стихов, а я сочинил на них музыку и аранжировки. Отчасти это некая дань альбому «По волне моей памяти». Димины стихи охватили собой чуть ли не весь поэтический мир — мы «приезжали» в Фиате Уно на испанское побережье, гуляли по джунглям, где крокодилы пытались нас утащить на дно, читали тосты на кавказском застолье, потели в Африке, любуясь жирафом и т.д. Суть этого альбома в том, что Дима перевоплощался в каждом стихотворении в поэта, которому оно посвящено, и используя приёмы этого поэта, писал свои стихи-посвящения. Уникальная работа, честное слово! Уитмен, Есенин, Блок, Лорка… всего 14 песен.

— Заинтриговали! Вы планируете выпустить эту пластинку?

— Да, несомненно, мы мечтаем довести нашу работу до конца. Но есть много сложностей, начиная с того, что нам нужен для записи полноценный оркестр, и кончая тем, что я не планировал все песни петь сам, хотелось что бы в этих номерах участвовали разные яркие исполнители. На сегодняшний момент мы записали Сергея Мазаева (он исполняет песню-посвящение Льву Ошанину), Сергея Беликова, Мехрдада Бади, Игоря Иванова — все трое участвовали в записи тухмановской «По волне моей памяти». А одну из песен я предложил Михаилу Боярскому. Михаилу Сергеевичу песня понравилась, но очень сложно подгадать момент, когда он бывает в столице. Ждем удобного случая.

— Кого вы считаете своим учителем в музыке?

— Очень сложно кого-то выделить. Я поймал себя на мысли, что одна из моих корневых мелодий – это Эшпай, музыка из фильма-спектакля «Малыш и Карлсон» 71 года. Это, так же, мелодия из первого фильма «Приключения Буратино». Я вырос с этой музыкой, и она меня очень сильно трогала. Это «Приключения Электроника» — там просто потрясающие песни, фильм «Два капитана», многие — многие фильмы… Потом Абба, Юрий Антонов. Это, несомненно, «Битлы», но они вошли чуть позже, с песней Michelle. Это Давид Федорович Тухманов, совершенно уникальный композитор Сергей Дьячков. Классики — Рахманинов, Чайковский, Гершвин, Шопен… Разные ветви джаза… Нельзя одного «учителя» назвать. А если мы говорим о форме городской песни, это Джон Леннон. Так что учителей много.

— Группе «Старый приятель» уже 21 год. Стиль ваш хоть и меняется, но не глобально. Такой, я бы это назвала, романтично-зажигательный бит. Мне интересно, насколько в наше время, столь тяжелое и суровое, такая музыка востребована.

Несомненно, сегодня все сильно изменилось. Я приезжаю в другой район Москвы, и мне кажется, что это не моя Москва вообще. Та Москва, в которой я вырос, была совсем другой. Я родился на улице Новаторов, это Юго-Запад. Там была своя атмосфера, свой климат . Но мы с мальчишками ездили в Тушино (другой конец города), самолёты запускали, и это был всё тот же город, те же люди, те же вывески, та же одежда, та же музыка из окон доносилась. Сейчас всё, конечно, сильно изменилось. И то, что вы описали, как «зажигательный бит», вряд ли будет иметь большое число поклонников сегодня. С другой стороны, это не так важно, потому что то, что мы делаем, то, что я лично делаю, я делаю потому, что мне это нравится. Как сказала героиня фильма «Реальная любовь», «Настоящая любовь не ржавеет». Вот и моя любовь к тому, что я делаю, не ржавеет. Иногда приходят в голову какие-то неправильные мысли, но в этот момент обязательно появляется какое-либо письмо или какой-то звонок с обратной связью и благодарностью за песни, или проходит очень удачный концерт – и всё встаёт на свои места.

— А какую-то более тяжелую музыку вам никогда не хотелось поиграть? Хард-рок, например?

— Вы послушайте нашу песню «Кислород». Двумя руками не унесешь! А почему вы про хард-рок спросили?

— Ну не знаю, мне кажется, у многих музыкантов такие эксперименты бывают. Тот же Леонидов, помните, песню Макара так достаточно тяжело сыграл. «Кого ты хотел удивить».

— Ну, это, знаете, как музыкальный театр. Мы сейчас с ребятами делаем попурри на песни «Битлз» — но, условно говоря, не всё копируем так, как они делали. У нас Let It Be, например, в регги идёт. А I Saw Her Standing There – в шейке. А свои песни приходят, ты ищешь какие-то средства для выражения, не задумываясь над тем, что это будет. Но понятно, что моё поколение цитировало очень сильно брит-поп. А мне он не в кайф, в поп роке я сижу на саунде 60-70х..

— Вы сегодня много вспоминали «Секрет»! (Часть разговора осталась за кадром. Прим. Musecube)

— Просто я впечатлён концертом. Я ходил к ребятам на их сольник в «Крокусе», и вот сейчас на юбилей Максима. Многие, может быть, этого не осознают, но когда тебя в юности что –то вдохновляет и восхищает, это с тобой навсегда остаётся, и мне очень приятно признаваться в любви к «Секрету». Там были Женя Маргулис, Андрей Макаревич, Коля Фоменко – весь цвет «битлового» рок-н-ролла. Конечно, я тоже был бы рад принять участие в такой компании, тем более, что «Старый приятель» уже пел в концертах «Секрета» в Театре Эстрады в 97 году. Тогда у «Старого приятеля» были красивые костюмы – вот почему, наверное, нас пригласили (смеётся).

Может быть, не скромно себя ставить в этот ряд, потому что у нас и не сложилось такой громкой истории, как у «Машины» или у «Секрета», но, тем не менее, мы все – «битловские» апостолы!

— Вашей группе уже 21 год! Это две истории «битлов», если чисто по времени. Музыканты обычно рассказывают про себя кучу разнообразных легенд, баек. Что-то в таком духе можете рассказать про «Старый приятель»?

— Возможно однажды я и напишу свою историю. Потому что много интересного было. Участник нашей группы однажды раньше других приехал на вокзал, когда мы должны были уезжать из одного города. Но его паспорт и все документы остались в машине. А батарея в телефоне у него села. И он стоял и ждал нас около вагона, чтобы войти, но его не пускали, потому что паспорта не было. Он пытается нам позвонить – у него не работает телефон. В это время поезд уже вот-вот должен отходить, мы вбегаем на вокзал, садимся в первый попавшийся вагон, идём по поезду. Поезд начинает движение. И мы через окна смотрим на нашего музыканта, который стоит и у него глаза по 5 копеек. У него нет ни денег, ничего. Но самое смешное, что в этот самый момент человек, который нас провожал, стоит с мобильным телефоном и докладывает начальству: «Все нормально, «Старый приятель» в поезде». И мимо него идёт наш растерянный товарищ. Повезло, конечно, что они встретились. Тот чуть телефон не роняет, начинает звонить нам в поезд, пока мы ещё недалеко отъехали. «Ребята, срочно, его паспортные данные». В итоге они как-то умудрились купить билеты, но самое смешное, что когда мы наутро приехали на вокзал в Москву, парень нас уже встречал, и был он похож на отца Фёдора. Небритый, злой, голодный. Его посадили на какой-то поезд, он быстрее нас приехал (смеётся).

— Давайте вернёмся к разговору о сингле. Где можно новые песни послушать, будут ли они на радио?

— Радиостанции с удовольствием крутят наши старые хиты и с не очень большой охотой берут новые песни. Поэтому не уверен, что на центральных радиостанциях что-то появится. Но сейчас гораздо большее значение в музыкальном смысле имеет интернет. И фирма, которой на сегодняшний день принадлежат права, обещала, что 21 февраля сингл выйдет на всех электронных площадках, включая iTunes и другие – их очень много. И все, кто действительно следит за творчеством «Старого приятеля», без труда смогут и бесплатно послушать, и, если кто-то поддерживает наш труд, купить сингл за смешные деньги. Сегодня в этом смысле музыканту проще, потому что когда мы начинали, был только один путь. И если радиоистории у группы не было, она не получала вообще никакого слушателя…
Более того. в ближайшее время будут закончены два ролика, на песни «Молодость» и «Разделась».

— Что бы вы хотели пожелать самому себе?

— Мне, конечно, хочется продолжать выпускать альбомы – но я этим и так занимаюсь. Мне хочется, чтобы хорошо себя чувствовали мои родители,да и вся моя семья – дай Бог им здоровья. Мне хочется, чтобы в нашей стране больше людей ходило на такие концерты, какие, например, играет Максим Леонидов или Лёша Кортнев с «Несчастным случаем». Чтобы жили в нашей стране джаз и классическая музыка. Что, я сам себе желаю этого, да? (смеётся). Ну, давайте скажем так: я желаю себе не терять вдохновения ещё долго!

— Я тоже вам этого желаю! На страницах нашего портала мы всегда рады новостям от «Старого приятеля»!

Беседовала Александра Смирнова, специально для MuseCube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.