«Дамбо»: большие уши и маленькая душа

А начиналось все с книжки. Детской развивающей книжки Хелен Аберсон с иллюстрациями Гарольда Пирла. До того, как США вступили во Вторую мировую войну, компания Уолта Диснея выпускает свой четвертый полнометражный мультфильм про слонёнка с большими ушами, который сделал своим достоинством то, что все считали позорным изъяном. Достаточно короткий (всего 64 минуты), он умудрился вместить в себя трогательный сюжет, множественные идейные посылы, красоту простого графического исполнения (фон был прорисован акварелью) и достойное музыкальное сопровождение, которое принесло награду и номинацию на премию «Оскар».

 

Когда стало известно, что Disney пригласили Тима Бёртона на пост режиссера перезапуска «Дамбо», не возникало сомнений, что история о необычном слонёнке попала в правильные руки. Бёртону давно известно, как транслировать образы странных персонажей на экране. Но то ли Disney так сильно связали руки режиссеру, то ли сам Бёртон подрастерял таинственную своеобразность таланта. Мало что в «Дамбо» говорит о том, кто его снял. Бёртоновский почерк отдаленно читается лишь в мистике некоторых локаций да присутствии Евы Грин, играя всеми красками лишь в сцене танца розовых слонов из мыльных пузырей (но не так пугающе-психоделически, как в мультфильме). Образ же слонёнка только визуально соприкасается с эстетикой персонажей режиссера. Он бесконечно мил, все также неуклюж и графически выполнен настолько бесподобно, что в голубых глазах его больше эмоций, чем в некоторых персонажах, отыгранных людьми, но те действия и чувства, что принадлежали ему в мультфильме, перенесли на человеческую массовку.

 

«Дамбо» стал первой игровой перезагрузкой Disney, которая является самостоятельным произведением. Цирковой импресарио Макс Медичи назначает звезду цирка Холта Фэрриера на должность дрессировщика слонов. Холт только вернулся с войны, потеряв там руку, из-за чего не может больше выступать с лошадьми, но за это время еще и умерла его жена. Холт не знает, как найти общий язык со своими детьми, которых он (в силу устоявшегося мировоззрения) не понимает. Не найдя в отце слушателя, Милли и Джо самостоятельно принимаются обучать летать слонёнка с большими ушами, чтобы заработать деньги для цирка и выкупить маму Дамбо. В картине Бёртона дети Фэрриера заменяют мышонка Тимоти (небольшая отсылка к нему осталась), становясь для Дамбо наставниками и друзьями.

 

Но в этом и заключается проблема картины – во время кастинга, видимо, пропали все прилично играющие дети. Особенно не удалась работа Нико Паркер, на дебютную роль которой взвалили основное взаимодействие со слонёнком. Зачем, собственно, нужен был герой Финли Хоббинса, не понятно. Девочка каменным лицом транслирует переживание за судьбу Дамбо, а акценты упорно уходят в сторону ее враждебно настроенных по отношению к делу отца выпадов – необходимо идти против толпы и стать второй Марией Кюри, а не вашими цирковыми представлениями заниматься.

 

Линия цирковой жизни и всех, кто с ней связан, показана чуть более живо. Макс Медичи в исполнении Дэнни ДеВито – несуразный и совершенно несобранный импресарио, под началом которого сплотились разношерстные, но сплоченные люди. Его антиподом выступает герой Майкла Китона – владелец развлекательного парка, беспринципный собственник — олицетворение бездуховности прогресса и индустриализации. По обе стороны от них находятся персонажи Колина Фаррелла и Евы Грин, которые, хоть и пребывают изначально в разных «лагерях», одинаково заняты поисками себя и правильных решений. Но харизматичные актеры – это и слабость «Дамбо», потому как на фоне их взаимодействия абсолютно теряется линия слонёнка, а фильм же, вроде как, про него.

 

Бёртон попытался подстроить историю максимально под себя, но получилось у него это как-то вымученно. Графика картины прекрасна (это уже далеко не дешевая акварель), слонёнок визуализирован настолько изумительно, что смотришь на него со смесью тех чувств, о которых вещают герои. Он пленяет и пугает одновременно. Но это уже совсем не тот Дамбо, который сошел со страниц детской книжки почти восемьдесят лет назад. Глубина картинки скрывает клишированность сюжета, история человека оказалась важнее истории слонёнка, а душа немного померкла в свете навязываемых обществом канонов. Обособленность может пойти как во благо сюжета, так и во вред. Правилен ли был выбор в пользу самостоятельности, решит каждый зритель для себя сам, но «Дамбо» Тима Бёртона — это, определенно, не самое бесчувственное, что выпускал Disney.

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.