Фантастический провал: Преступления Роулинг

Кадр из фильма Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда

Излишняя коммерциализация пагубно сказывается на содержании продукта. Перспектива заработать на проекте – оправдание уничтожению заложенных когда-то идеалов. Действия съемочной группы подчиняются приказам руководства студии, которым нет дела до авторского прочтения. Если экранизациям «Гарри Поттера» коммерческий успех нисколько не мешал, потому что имелся признанный миром литературный первоисточник, а Джоан Роулинг было важно сохранить целостность созданной ей вселенной, то «Фантастические твари» уже к сиквелу стали прихрамывать на одну ногу.

 

Warner Bros. задает свои стандарты, в угоду которым и действуют Роулинг, режиссер Дэвид Йейтс и даже Марк Дэй – бессменный монтажер Йейтса в рамках франшизы. Студию ничему не учат провалы в подразделении DC – «Фантастическим тварям» приготовлены те же грабли.

 

Главная проблема, которая воздействует на мозг смотрящего не лучше, чем пикирующий злыдень, – отсутствие алгоритма построения сюжета. Фильм перегружен обилием персонажей, отчего профессиональные изыскания воплощающих их актеров нисколько не интересны. Харизматичный Джуд Лоу, неординарный Эзра Миллер, оскароносный Эдди Редмэйн – обесцвеченные таланты экранизации.

 

Студии понадобилось целых пять фильмов, вместо заявленных трех, что привело к неконтролируемому почкованию побочных героев. С момента выхода первого фильма прошло целых два года – достаточно времени, чтобы разложить материал по полочкам, а не вывалить все разом на зрителя. В свое время Дэвид Линч гораздо более умело справился с искусственным растягиванием хронометража при работе над третьим сезоном «Твин Пикса». Зрители сочли это авторской изюминкой в кексе повествования, которым так и хотелось полакомиться. Сценарий Роулинг, напротив, напоминает маленький кексик сюжета, перенасыщенный огромным количеством изюма (персонажей). Выделяя время из ограниченного хронометража каждому, режиссер растерял линейность повествования. Некоторым персонажам не положено по таймлайну находиться в ленте, но Роулинг еще со времен «Проклятого дитя» стала наплевательски относиться к законам и временным интервалам, которые собственноручно и создала.

 

Герои ленты действуют хаотично, будто их безрассудные поступки есть результат случайного броска игральных костей. Детали мгновенно появляются из неоткуда и исчезают мимолетно в никуда, порождая бесконечное количество вопросов «Почему?», «Откуда они это узнали?» и «Что вообще они делают?» Последний гвоздь в гроб сюжета забивают отвратительные монтажные склейки. Просмотр картины сравним с просмотром «Лиги справедливости» (производства тех же Warner Bros.) – прекрасно осознаешь, что смотришь не то, что задумывал режиссер, что каждая отснятая сцена лишилась половины своей сути, попав под нож.

 

Беспорядочность происходящего смела со своего пути выверенную тематику первых «Фантастических тварей». Зоологу Ньюту Саламандеру и его милейшим зверушкам в сиквеле позволено действовать не более, чем того захочет главное действующее лицо, на что недвусмысленно намекает название, в оформлении которого «фантастическим тварям» остается довольствоваться мелким шрифтом где-то в уголочке, и даже нюхлю не удастся это опровергнуть.

 

Отступление истории о фантастических животных на задний план спровоцировало утрату духа волшебства. Картина заметно ожесточилась. Йейтс дает зрителю хлесткую отрезвляющую пощечину, чтобы тот, наконец, понял, что детство кончилось. Устрашающее лицо Джонни Деппа, темные глубокие оттенки, сцена побега Грин-де-Вальда под аккомпанемент зловещей «The Thestral Chase», готический Париж, вечно пасмурное небо и даже черная струящаяся вуаль – сказка кончилась, и пора уже с этим смириться. Более нет места детским играм в квиддич, чистоте первой любви и полетам на метле. Только сложные отношения «больше, чем братьев», груз ответственности за содеянные когда-то ошибки и вопросы сегрегации магов и маглов. А чтобы неподготовленный зритель от резкой смены повествования, чего доброго, не пришел в ужас, картина не гнушается паразитировать на ностальгии фанатов, подкидывая равномерно отсылки. Вот вам и панорама знакомого до боли озера, и пара персонажей, чье имя на устах уже было не раз, и даже Хогвартс блеснет своим величием в лучах дневного солнца в сопровождении заглавной музыкальной темы «Гарри Поттера».

 

Вот и выходит, что социализация истории Саламандера – направление привлекательное, но рискованное. Литературный прототип отсутствует, а Роулинг еще не справляется с ролью полноценного кинематографиста. Приходится удерживать зрителя прочными узами воспоминаний, пока он открывает для себя параллельный мир готической притчи, во главе которой толерантность, вопросы сегрегации, неприкрытый сексуальный подтекст, муки совести на фоне психологических ран прошлого и, конечно, Джонни Депп, для которого образ Грин-де-Вальда – глоток живительной влаги для путника, уже давно идущего по пустыне однообразных актерских работ. Он составляет достойную конкуренцию Волан-де-Морту в исполнении Рэйфа Файнса и вполне способен утащить в свои сети множество зрительских сердечек. Он даже приспешников зазывает куда пафоснее Волан-де-Морта (невероятно красивая сцена!).

 

Помимо визуального ряда, который сохранил великолепие, несмотря на изорванный когтями матаготов (монтажеров) сюжет, стоит отметить музыку Джеймса Ньютона Ховарда. Его зловеще-магические саундтреки аутентичны и достойны того, чтобы оказаться в одном ряду с произведениями Николаса Хупера и Александра Деспла.

 

Но «Преступлениям Грин-де-Вальда» честь оказаться в одном ряду с франшизой о «Гарри Поттере» оказана не будет. Поклонники вряд ли простят Роулинг безжалостную расправу с, казалось бы, нерушимыми идеалами и хладнокровное пренебрежение существующими канонами. А пока это лишь «Фантастический провал: Преступления Роулинг».

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.