Фаворитка зрительских сердец

Йоргос Лантимос – фигура в среде режиссеров весьма неоднозначная. Он снимает фильмы по собственным сценариям, доверяет кадр (за редким исключением) оператору Тимиосу Бакатакису и горячо влюблен в истории, построенные таким образом, будто Ларс фон Триер нашептывал их ему на ушко. Но Лантимос не столь дерзок по отношению к зрителю, а его фильмы рассчитаны на более широкую аудиторию.

 

Триллер «Убийство священного оленя» стал своеобразным звоночком, возвещающим о том, что зритель стал понемногу уставать от тона повествования, свойственного Лантимосу, поэтому режиссер решил всех перехитрить, создав картину, объединившую в своем названии всеобщий восторженный шквал отзывов.

 

Действие «Фаворитки» разворачивается в Англии начала XVIII века. Страна ведет войну с Францией, трон занимает королева Анна Стюарт (Оливия Колман), государственные дела вместо которой ведет ее фаворитка и ближайшая подруга (и в пикантном смысле тоже) леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс), поскольку королева капризна, взбалмошна, болезненна и совершенно не способна руководить страной. Установленные взаимоотношения и порядок ведения государственных дел дают трещину под натиском дворцовых и личных интриг, когда при дворе объявляется кузина леди Сары по имени Эбигейл (Эмма Стоун).

 

Ошибочно полагать, что Лантимос, даже отказав себе в возможности написать самостоятельно сценарий, снял банальный исторический фильм. «Фаворитка» — это сатира, реальные исторические личности, выраженные посредством выпуклого дерзкого повествования. Режиссер поместил сценарий Деборы Дэвис в роскошные декорации и облачил в пышные костюмы, назойливость и излишняя гиперболизированность которых отражает степень глумления Лантимоса над историческим кино, изобличил дух времени при помощи естественного освещения и широкоугольный камеры, водрузил на постамент властных женщин, одновременно используя и отрицая понятие феминизма, и, кажется, совершенно по-детски озабоченно заигрался в дворцовые интриги завораживающего женского трио.

 

Оливия Колман искусно вжилась в образ Ее Величества, изобразив Анну Стюарт разбитой, уставшей от всего и вся, совершенно безучастной к делам государственным, но горячо переживающую личные потери и душевные бури. Лантимос всячески потакает героине, раздувая ее ранимость выдуманными фактами (Анна Стюарт никогда не разводила кроликов). Рэйчел Вайс затягивает в сети своего обаяния, балансирующего на грани очарования и мужественности, а Эмма Стоун использует сыгранный бесконечное количество раз образ милой девушки, чтобы облапошить недальновидных и взять свое силой (как в фильме, так и в наградном сезоне).

 

И пока дамы плетут интриги, режиссер вплетает в сюжет все, что под руку попадется: от сатиры до пикантной перчинки. Лента превозносит властных и умных женщин, изгаляется над женоподобными мужчинами, которыми дамы по своему усмотрению пользуются, выдерживает баланс на связи вульгарности, юмора и трагедии. Ирония множится монтажным игрищем Йоргоса Мавропсаридиса, который преподнес повествование дозированно восемью частями, не стесняясь давать им название, к примеру, «Мне снилось, что я ударила тебя ножом в глаз».

 

Несмотря на то, что для Лантимоса работа над фильмом сопровождалась творческими открытиями, которые многие списывают на утрату наработанного годами стиля, «Фаворитка» своим бесстыдством и вызывающим изложением ограждается от вереницы скучных исторических картин. Она может пленить или совершенно разочаровать, но не оставит равнодушным, ведь это все еще Лантимос.

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.