Эпиграммы в Альма Матер: язвительно и искрометно

Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьем.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьем.

©Валентин Гафт

25 ноября в бард-клубе Альма Матер прошел вечер “Валентин Гафт. Эпиграммы”. Под искусственным ночным небом большого зала скучились столики, богато накрытые едой и напитками. Собравшаяся за ними публика, поэты и люди старшего десятка, ожидали выступления необычного для этого заведения. В клубе чаще проходят концерты живой музыки, на которых собираются сотни зрителей. Об этом говорит и самое современное световое оснащение, и концертная площадка, на которой легко уместятся как маленькие, так и большие музыкальные коллективы. В Альма Матер проходят корпоративные мероприятия, банкеты и прочие торжества. Все пришедшие располагаются за столиками на 2-3, 4-6 человек.

Однако, сегодня здесь состоялся поэтический вечер. Зрители пришли послушать эпиграммы именитого актера театра и кино, народного артиста России Валентина Гафта.

Он родился 2 сентября 1935 года в Москве в украинской семье. Еще в школе начал играть в школьных спектаклях. В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ, дебютировал на сцене Театра им. Моссовета. Спустя время перешел в Театре на Малой Бронной, потом — в маленький театр на Спартаковской улице. Самые знаменитые его роли он сыграл в Ленкоме, Театре Сатиры и Современнике, где работает по сей день. Он часто снимался в кино. Пользовался большой популярностью в ролях «злодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой. Возможно, поэтому с 80х годов он начал писать едкие эпиграммы на своих друзей, коллег и знакомых. Сначала это была лишь очередная забава, которая позднее объединилась в целый цикл книг, в том числе: «Стих и эпиграмма»; «Я постепенно познаю» ; «Жизнь – театр», «Сад забытых воспоминаний»; «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы»; «Тени на воде» и Красные фонари. Прозвучавшие сегодня эпиграммы были взяты именно из последнего сборника.

В зале царила атмосфера домашнего праздника. Накрытые столы, сцена, на которой в томительном ожидании расположился стул и горшочек с розовыми цветами, любопытная корзинка “для ваших записок“: все ждало появление Валентина Гафта. Однако, сначала перед зрителями предстал давний друг актера, Валерий Краснопольский. Немного рассказав о себе и объяснив, почему он здесь, предупредил, что иногда выступает даже вместо Гафта. Зал усмехнулся. Валерий — писатель, переводчик, поэт , прочел зрителям пару своих стихов и ироничную эпиграмму на хозяина вечера. После чего на сцене появился сам Валентин Гафт, и происходящее стало походить на соревнование двух поэтов. “Замечательный парень Валера! Жаль стихов его не знаю”, — пошутил Гафт и начал свое выступление.

Изредка поглядывая в рукописные бумажки, актер цитировал эпиграмму за эпиграммой, рассказывал предысторию из создания. Он поведал зрителям, как однажды на одном из банкетов культурной интеллигенции произнес стихотворный тост, с которого и началась его любовь к ироничной поэзии. Эпиграммы, звучащие под нескончаемое звяканье вилок, были посвящены многим и многому. Стихи о Гафте и его друзьях, коллегах и хороших знакомых; любовные обращения к кумирам и вещам; немного произведений о политике, природе и животных. Последняя тема излюбленна Гафтом. Ведь это был он, кто обратился к властям с предложением о введении поста уполномоченного по правам животных.

С особым трепетом актер читает стихи про уходящее поколение. Многие эпиграммы посвящаются тем, кого любит автор и кого любил. Но, тем не менее, все чаще и чаще звучат острые, едкие, нецензурные, но умные, порой непозволительные эпиграммы о тех людях, которых мы хорошо знаем. Звучат имена Жириновского, “о котором можно писать хоть каждый день”, Лепса, который “испугал ором встречный поезд”, Ахиджаковой, которая “играет одинаково”, Саввиной, Высоцкого, Ермольника, Пушкина, Бродского, Рыжкова, Охлобыстина, Розенбаума и многих других. Зал рукоплещет. Пожалуй, только Гафту дозволено отзываться о своих героях так колко:

Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!

Немного поддавшись воспоминаниям, Валентин Гафт окончил поэтический вечер. Зал аплодировал, стоя. Кто-то кричал, выражал восторг, кто-то дарил цветы. На сцене вновь появился Валерий Краснопольский, чтобы сказать “Гафт не выйдет на бис, он очень устал”. Концерт завершился.

Мария Тарасенкова, специально для MUSECUBE
Фотографии Наталии Судец


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.