5kTwh75RPO0В этом году в восемнадцатый раз проходит Международный фестиваль “Earlymusic”, — главное событие современности в сфере старинной музыки. Его организаторы стараются возрождать традиции Средневековья, Барокко, Ренессанса и Классицизма, прокладывая культурный мост между наследием России и Европы, Китая, Японии, Кореи и других стран.

Фестиваль “Earlymusic-2015” был открыт 20 сентября сразу тремя концертами в Гатчине. А на следующий день в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в рамках фестиваля прошёл концерт итальянского ансамбля “Mala Punica”. Коллектив, основанный в 1987 году Педро Мемельсдорфом (нынешним руководителем ансамбля), Киз Бок и Джулио Капоаччиа, исполняет музыку тосканских мастеров эпохи Проторенессанса — Треченто и переходного периода от средневековья к ренессансу – ArsSibtilior («утончённое искусство»). Наибольшую известность ансамбль приобрёл после выхода альбома “Missa Cantilena” (1997), за которым в 1998 году последовал не менее успешный “Sidus Praeclarum” (собрание записей мотетов Жоаннеса Чикониа).

На сцене капеллы ансамбль “MalaPunica” исполнил литургическую музыку Кодекса из Фаэнцы. Партитура этого произведения хранится в муниципальной библиотеке Манфредиана и является старейшим в мире полностью сохранившимся манускриптом инструментальной музыки. Начатый одним из переписчиков около 1380 года, он значительно изменился в течение первой четверти XV века. В начале следующего столетия были утеряны некоторые страницы рукописи, но добавлены новые фрагменты.

Программа ансамбля “MalaPunica” “Faventina” состоит из трёх разделов и нескольких частей со светской и религиозной тематикой:
I. Ordinariummissae (Kyrie, Gloria, AgnusDei, BenedicamusDomino];
II. Cantasi come (Nostr’avocatase’etsemprefosti, cantasicome [Dedutosei], Perveritaportare, CantasicomeNonalsuoamante, Gradual: Universiquiteexpectant, Alleluia);
III. Ad Vesperas (Deus in adiutoriummeumintende, Motet [Domineadadiuvandum], Antiphon [Hecestregina], Psalm [Laudate pueriDominum], Hymn [Ave marisstella], Antiphon [Ave reginacelorum], Magnificat anima mea, Doxology, Deogratias, Benedicamus Domino).

Главная особенность коллектива “MalaPunica” – аутентичная манера исполнения. Высочайший профессиональный уровень, владение старинными инструментами и артистизм участников ансамбля позволили максимально точно воссоздать звучание музыки средневековых композиторов (Барбара Дзаникелли – сопрано, Энн-Катрин Ольсен – сопрано, МаркетаКуркова – контральто, ДжанлукаФеррарини – тенор, Рафаэль Джордани – тенор, Пабло Корнфельд – орган и клавицимбалы, Давид Каталунья – орган и клавицимбалы, Гильермо Перес – переносной орган, Гелена Земанова – колёсная лира, и их руководитель Педро Мемельсдорф – флейта).

Основная часть композиций – адаптации итальянских и французских вокальных произведений Франческо Ландини, Гийом де Машо и Якопо да Болонья, а также сочинениянеизвестных авторов. В некоторых номерах утеряна вокальная партия, но сохранилась инструментальная основа. Символично, что инструментальная духовная музыка и религиозные песнопения прозвучали в день Рождества Пресвятой Богородицы. Этому событию артисты посвятили своё выступление.

Фестиваль “Earlymusic” не прощается с итальянской музыкой. Уже 1 октября пройдёт концертитальянских дуэтов для виолы да гамбы Паоло Пандольфо и Амели Шеман. А 2 октября в петербургской Капелле выступит австрийский оперный певец Макс ЭммануэлЧенчич с программой «Рококо». 7 октября в доме-музее им. Г.Р. Державина прозвучит корейская национальная музыка. Но главным событием фестиваля “Earlymusic-2015” станет премьера комической оперы Винсенте Мартин-и-Солера на сюжет сказки Екатерины II «Горе-Богатырь Косометович». А состоится она 4 октября в Эрмитажном театре, где прозвучала впервые более 200 лет назад (закрытый показ), а также 5 и 8 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Анастасия Видмайер, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments