6 месяцев домашнего ареста с женой и КГБшниками

Двое в твоем доме

Автор пьесы – Елена Гремина
Режиссер-постановщик – Михаил Угаров
Режиссер — Талгат Баталов
Сбор документального материала – Талгат Баталов, Екатерина Бондаренко, Александр Родионов
Движение — Александр Андрияшкин
Ассистент режиссера — Ксения Осипова

Артисты: Максим Курочкин, Валерия Суркова, Ирина Савицкова, Олег Каменщиков, Алексей Маслодудов, Сергей Овчинников, Владимир Баграмов, Петр Волков

От этой истории веяло такой грустью и гнетущей бесперспективностью, что она просто не могла в результате не стать комедией.

Все началось, когда посадили Владимира Некляева — белорусского писателя, оппозиционера, лидера движения «Говори Правду». Он посмел выставить свою кандидатуру на президентские выборы. Ну это где-нибудь в Швеции могут удивленно качать головами и ахать, мы-то в России УЖЕ понимаем, что причина — весомая. Приговорили его к 6 месяцам домашнего ареста. Каждый день в течении этого срока ему приходилось делить советскую двушку с любимой женой и двумя КГБшниками. Каждый день в его дом приходили двое. Незнакомые люди. Живой символ режима, против которого он боролся. Каждый день. 180 дней. Двое. В его доме.

Двое в твоем доме

Елена Гремина* поговорила на тему этого» сожительства» с женой Некляева — Ольгой, и это все оказалось так по-доковски: остро, злободневно и, главное, в условиях политической ситуации в России, так насущно, что решено было ставить пьесу.

За сбором материала отправили Талгата Баталова, Катю Бондаренко и Александра Родионова. На любимовской читке в сентябре 2011 ребята рассказали много забавных историй, в основном, с участием КГБшников, следивших за каждым шагом. Что-то вроде: они сидели в кафе и с кем-то очередным разговаривали на эту тему, пошел сильный дождь , вызвавший, видимо, сильные помехи, мешающие прослушке, и один из «постоянных спутников» просто подошел и …попросил присесть за их столик. Смешно, абсурдно, нагло и страшно. Как и получившаяся пьеса.

Главная роль в ней, как ни странно, отведена не Некляеву, а его жене и ее противостоянию с гэбэшниками. Милая, тихая, привыкшая жить в тени мужа , она ни на минуту не смирилась с ситуацией, превратив жизнь свои стражей в ад- кошмарный бытовой ад, где футбольные матчи прерываются на ключевых моментах, «сатанинская музыка» ( блюз) звучит так громко и часто, что вызывает хроническую головную боль у охранников с менее изысканным вкусом, где бьются тарелки и устраиваются истерики просто по факту их присутствия в ЕЕ доме. Говорят, после этих событий Ольга стала таким же символом борьбы и объектом восхищения, как и муж. Что удивительного? Она начала битву с укоренившимся в сознании большинства жителей наших двух стран «стокгольмским синдромом» и одна из немногих выиграла ее.

Зачем такое подробное интро? Потому что иначе просмотр спектакля превратится просто в 1.5 часа смеха и угара над гэбэшниками, сценки жизни которых изображают Олег Каменщиков, Алексей Маслодудов, Сергей Овчинников, Владимир Баграмов, Петр Волков. Героев трое, поэтому актеры играют поочередно, но поверьте человеку, видевшему весь состав на Любимовке: можете не подгадывать , на кого идти — все хороши. Они обозначают свое вторжение ритуальной сменой ботинок на тапочки, они забрызгивают туалет продуктами своей жизнедеятельности, пьют водку из хозяйского чайника, шифруясь от прослушки, которая контролирует и их в том числе, вытираются хозяйскими полотенцами — метят территорию, которая им не принадлежит и возмущаются негостепреимством, приводя в пример «хороших» арестантов, которые с охраной даже «чай с пирожными пьют». При этом ребята такие обычные, где-то даже трогательные, совсем не монструозные, порой ловящие себя на сочувствии к Некляеву, иногда задающиеся вопросами , вроде » а ты голосовал за кого хотел или за кого надо?» Эта человечность в рамках спектакля вызывает сочувствие скорей к ним, чем к климактеричной истеричке, устраивающей скандалы на пустом месте и плюшевому опозиционеру, мнущемуся и все время виновато улыбающемуся. Поэтому важна история создания-чтобы уяснить для себя эти моменты: ее истерики вовсе не на пустом месте, его виноватость — от чрезмерной интеллигентности, которая, впрочем, не позволила стоять в стороне от происходящего в стране, а они — не милые парни, а винтики системы, у которых был выбор, но они сделали его неправильно.

Роль Некляева обычно исполняет Максим Курочкин — тоже писатель из Беларуссии и тоже опозиционный, что, конечно, подкупает символичностью. Но в этот раз его заменил худ.рук театра и режиссер пьесы Михаил Угаров, у которого роль интеллигента-писателя не вызвала особых сложностей — сам такой, как говорится.

Ольгу Некляеву попеременно играют Валерия Суркова и Ирина Савицкова. Не могу ничего сказать о последней, т. к видела только Суркову. Она достаточно сильный режиссер (поставила Алконовеллы в Тетре. Dок) и актриса ( играет в театре еt cetera), но при этом такая милая и трогательная, что эти качества перекрывают злобную фурию, которая, по идее , должна мостить дорогу в ад честным сотрудникам КГБ.

Есть еще сомнения по поводу актуальности спектакля. Политическая жизнь нашей страны последние полгода настолько бурно развивается, что всерьез рефлексировать по поводу белорусских реалий не получается. То, что в сентябре 2011 только зрело и подпитывалось подобными историями личных войн, в декабре уже вовсю сотрясало страну, впервые за 20 лет использовавшую площади не для парадов 9 Мая. Хотя все это скорей к контексту спектакля, нежели к нему самому.
Грандиозней всего концовка: положительное решение суда делает ненужным пребывание стражей в квартире. И они убираются. Во всех смыслах: уходят из жизни Ольги и Владимира, из их квартиры, уничтожая следы своего пребывания метлой и водой с тряпкой, утопая в пузырях из пена-машины, танцуют под Satisfaction фирменный ритуальный танец Дока-бессмысленный и беспощадный, ставящий абсурдную точку в бесконечных историях о добре и зле.

_____________________________________________________________________________
В рамках программы ООН по ликвидации театральной неграмотности: Елена Гремина* — драматург, сценарист, «мать-основательница » новой драмы и в этом плане сделавшая больше всех в борьбе за ее популяризацию. Если сейчас вы знаете такие фамилии, как Вырыпаев, Сигарев, Курочкин, Дурненков — во многом это благодаря ей (если не знаете — гордиться нечем, так что все равно умно кивайте) . Она одна из создателей фестивалей «Любимовка» и «Новая Драма», художественный руководитель, создатель и основной спонсор Театра.doc (именно она приспособила уютный и уже родной подвальчик в Трехпрудном под колыбель революции нравовъ и исправно вносит арендную плату за это удовольствие из собственных средств).

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.