"Идиот.2012": Дон Кихот Достоевского
Использовано фото Юлии Кудряшовой с официального сайта театра

23 августа на Малой сцене «Молодежного театра на Фонтанке» состоялся 100-ый показ спектакля «Идиот.2012», чему сами актеры и постановочная бригада, если забежать чуть вперед повествования, были несказанно рады: их ликующие возгласы после ухода со сцены были слышны сквозь стены зрительного зала и заставляли улыбаться расходящихся через противоположный выход зрителей. Показ удался и имел несомненный успех: артистов долго не отпускали со сцены, бурными аплодисментами и криками «браво» прося вновь и вновь вернуться на поклон.
Первоначально спектакль создавался как студенческая работа III актёрского курса мастерской Семена Спивака в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Однако театр принял решение включить спектакль в свой репертуар.

Продолжительность спектакля вполне привычная зрителю — чуть более двух с половиной часов. А вот когда наступает антракт, и понимаешь, что последним сыгранным перед ним эпизодом стала сцена в доме Иволгиных, закрадывается мысль: «А как успеют отыграть оставшуюся львиную долю произведения?». Но все второе отделение посвящено вечеру у Настасьи Филипповны и им же заканчивается.
До этого я не видела постановок по «Идиоту» Достоевского и могу только догадываться о концепции и режиссерских решениях в спектаклях по этому произведению, но здесь с уверенностью скажу, что от «Идиота.2012» в постановке Семена Спивака нет ни ощущения оборванности повествования, ни недосказанности. Да, женская половина семейства Епанчиных появляется лишь в одном эпизоде, и разглядеть их, проникнуться ими, возможно, удается не так хорошо. Да, многие знаковые диалоги, события и персонажи остаются за кулисами, вне рамок этой постановки. Но спектакль нисколько не становится от этого «неполным» или незавершенным. Князь Мышкин позиционируется как некий преемник благородного Дон Кихота, персонаж чистый, в чем-то наивный, столкнувшийся с испорченным, «грязным» миром, с людьми, которые не готовы довериться и открыть свое сердце, не то что перед другими, но даже и перед самими собой. И чтобы раскрыть образ такого князя, чтобы донести идею, актуальную не только для эпохи Сервантеса или XIX века Достоевского, но и для нашего времени (тема доверия и искренности, боязни сильных чувств, кажется, будет вечной всегда), для этого совсем не нужно буквальное следование сюжету произведения.
Неожиданную симпатию вызывают персонажи, для которых у меня как у читателя романа, подобной реакции не было вовсе. К примеру, Гаврила Иволгин, «Ганя» (в этом обращении из уст других участников действия порой звучало столько пренебрежения и снисходительности) завоевал моё внимание практически с его первых минут знакомства с князем Мышкиным и нами, зрителями. И вроде бы герой ведёт себя и поступает так же, как в романе, но в определённые моменты ему если не сопереживаешь, то, по крайней мере, следишь за ним с искренним интересом.
В постановке замечаешь свои акценты и особенности повествования истории: когда в последних сценах Мышкин, Рогожин и Гаврила Иволгин оказываются рядом с Настасьей Филипповной, и все четверо будто отделены от остальных гостей вечера невидимой стеной, вдруг для себя понимаешь, что это была история, рассказанная не через призму взгляда и восприятия князя, как это было в романе. Это была история о четырёх героях, об их боли и их восприятии происходящего — каждого в отдельности и всех вместе.
Впрочем, мы не забываем, кто всегда был главным героем Достоевского и режиссёра Спивака, когда князь Мышкин остаётся на сцене в одиночестве.
Следующий спектакль состоится 25 сентября, и корреспондент Музкуба очень рекомендует его посмотреть.
Анна Неверова, специально для Musecube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.