Комедия «Шум за сценой» – спектакль о спектакле и визитная карточка британского писателя Майкла Фрейна. Впервые он был поставлен в 1982 году и сразу покорил английских зрителей, а всего через год состоялась бродвейская премьера. С тех пор вот уже более четверти века пьеса не сходит со сцен театров по обе стороны Атлантики. В Москву она попала в 1987 году, благодаря театру имени Моссовета и гению режиссера Инны Данкман. Это был один из самых веселых спектаклей в репертуаре театра, отличавшийся неизменными импровизациями и искрометными шутками. Поэтому неудивительно, что о нем вспомнили и в 2007 году, после некоторого перерыва, спектакль обрел новую жизнь на сцене все того же «Моссовета». Вторая постановка вобрала в себя лучшие достижения спектакля прошлых лет, обогатив его «свежей» актерской кровью. При этом некоторые исполнители все же перекочевали из одной сценической версии в другую, примерив на себя новые образы. Так, Елена Валюшкина, исполнявшая роль типичной «блондинки» Брук, перевоплотилась в своенравную «премьершу» Дотти, правящую балом. А Александр Леньков, являющийся по совместительству режиссером-постановщиком обновленного спектакля, из напористого и дотошного Гарри превратился в ветерана сцены — пропойного пьяницу Селздона.

Шло время, исполнители ролей сменяли друг друга. В 2014 году не стало Александра Ленькова… На смену Елене Валюшкиной пришла который год блистающая на сцене Моссовета Ирина Климова. На сцену поднялось молодое поколение артистов – Андрей Смирнов, Татьяна Храмова, Антон Аносов, Сергей Зотов. И вот, 31 октября 2017 года состоялся юбилейный 200-й показ. Зал неизменно полон. Спектакль, построенный по известному еще со времен Шекспира принципу «театра в театре», повествует о мире кулис с истинно английским юмором и чисто русской прямотой. Зритель то с головой окунается в сумбур генеральной репетиции, то оказывается в центре безумного спектакля, в котором в очередной раз «что-то пошло не так», причём наблюдая его, как и герои пьесы, из-за кулис. И уж где-где, а там царит полный кавардак, ведь между выходами на сцену артисты успевают завести парочку романов, сойтись в драке за сердце дамы (или бутылки виски – тут уж каждому свое), посеять реквизит и от души посплетничать, а вот в «свободное» время дружно пытаются спасти идущий ко дну спектакль. В уморительно смешной комедии положений реальность и вымысел переплетаются в череде забавных недоразумений. Две жизненные ипостаси – реальная и сценическая – для каждого персонажа сплетаются в один клубок, доводя действие спектакля до комического абсурда и сатирического гротеска. Спектакль Театра имени Моссовета является ярким примером того, как, не прибегая к современным антрепризно-аншлаговским пошлостям и шуткам «ниже пояса», можно заставить публику смеяться до упада.

Как учили нас мэтры времен Мейерхольда, сверхзадача актера правильно решается лишь тогда, когда конкретную роль играет реальный человек — вор должен играть вора, проститутка проститутку и так далее. И пусть для актеров играть на сцене самих себя все же не столь легкая задача, как может показаться, труппа с честью выдерживает это испытание.

Если театр начинается с вешалки, то спектакль — с декораций. Декорации, как и костюмы, здесь «на уровне». Впрочем, об этом можно было бы и не упоминать, ведь в чем в чем, а в этом «Моссовет» всегда был эталоном. А актеры подвели черту, блестяще разыграв смешной сюжет и заставив зал раз за разом взрываться смехом. Все еще не верите? Значит, самое время сходить на спектакль и увидеть своими глазами – сардины миссис Клакетт ждут только вас!

Варвара Трошагина и Татьяна Иванченко специально для MUSECUBE

Фото — Варвара Трошагина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.