Трагедия угасающей жизни

31923В минувшую субботу, 8 февраля, на новой сцене Александринского театра состоялась поистине беспрецедентная премьера. Яркий знаток драмы абсурда, руководитель московского театра «А. Р. Т. О.», Николай Рощин представил новую постановку «Старая женщина высиживает». К тому же, Рощин выступил сценографом, художником по свету, костюмам и перевел пьесу на язык театра.

«Старая женщина высиживает» — пьеса польского драматурга Тадеуша Ружевича. Драмы этого писателя часто вырастали из его же поэзии. Стихотворение «Рассказ о старых женщинах» стал зерном гротескного произведения, в котором смешались и безысходность уходящей молодости, и некая абсурдность людского существования. Когда-то, в 70-х годах прошлого века, знаменитый поляк отдал «Старуху» начинающему режиссеру (сегодняшнему художественному руководителю театра) — Валерию Фокину. Тогда сценарий не был реализован. Но всему свое время, и сегодня спектакль увидел свет благодаря Рощину, который несколько лет вынашивал идею поставить пьесу. И добился-таки желаемого тогда, когда отыскал ту самую, которая смогла в полном объеме передать образ главной героини. Заслуженная артистка России Елена Немзер, очень точно и невероятно реалистично, передала гротескный образ одинокой сварливой старухи. Кроме нее, на сцене появилась целая плеяда молодых талантливых актеров александринской труппы. Таких, как Тихон Жизневский и Елена Вожакина.

oldТрудно однозначно относиться к гротеску. Кто-то любит этот жанр творчества, а кто-то нет. Но то, что вытворяли серьезные артисты на новой сцене, предназначенной, в общем-то, для молодежных экспериментов, поразило всех без исключения. И даже две дамы преклонного возраста, горделиво покинувшие зал в середине спектакля, лишь подтвердили тот факт, что постановка удалась! А на сцене в это время творилось какое-то инфернальное безумие. Польские авторы вообще богаты на разного рода сюр. Один Ян Шванкмайер чего стоит. Вот и зрителям, пришедшим на премьеру в александринку, удалось «испить» бурлящего коктейля из невероятных высокотехнологичных декораций и мастерски реализованных образов.

Шлюха, сумасшедший доктор, музыканты-франкенштейны, епископ в золотых одеждах и стражники со свиными пяточками являются лишь яркими красками, которые оттеняют шизофренический портрет мудрой старой женщины. Но, полностью погружаясь в водоворот персонажей, можно потерять нить повествования, а ведь диалоги и монологи – главное в постановке! Внимательно вслушиваясь в нелепые и до крайности абсурдные высказывания героев, можно осознать истинную трагедию угасающей жизни героини Елены Немзер и осознать, что это самая настоящая аллюзия на угасание нашего общества.

Надежда Федяй, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Александринского театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.