Спектакль Театра имени Моссовета «Васса», который прошел 22 июля на основной сцене, создавался на основе пьесы Максима Горького «Васса Железнова». История этой трагедии сложилась таким образом, что спустя 25 лет после написания первого варианта, в 1935 году, автор дополнил и отредактировал свое произведение. По этой причине, как правило, зритель в театре мог увидеть один из вариантов пьесы, ранний или поздний. Но Сергей Виноградов, режиссер этого спектакля, не стал выбирать и объединил обе редакции горьковской «Вассы».
Слияние дореволюционного и советского вариантов в большей степени отразилось на действующих лицах. Дочь Вассы Анна здесь заменена героиней из варианта 1935 года, невесткой (женой сына Федора) социал-революционеркой Рашель. Она приезжает в дом к Железновым в это непростое время чтобы забрать своего сына за границу. Такое решение позволило усилить драматизм пьесы и подчеркнуть классовое неравенство, идею которого в «Вассу» вложил сам Горький.
Судовладелица Васса Петровна (роль исполняет Валентина Талызина) стала главой семьи, когда ее муж, жесткий и распутный на протяжении всей супружеской жизни, тяжело заболел. С этого момента все благополучие дома Железновых находится в ее руках, она же во власти решить судьбы членов этой семьи. Один из сыновей, Павел (Юрий Черкасов), хромой и болезненный, терпит неудачи в общении со своей женой. Этот герой не может не тронуть душу зрителя: в нем столкнулись и бесконечная любовь к супруге, и чувство собственной неполноценности, и желание оставить все, что у него есть, чтобы начать новую жизнь. Однако в этой семейной паре несчастны оба. Людмиле (Анастасия Косарева), молодой и красивой женщине, непросто примириться с тем, что она была насильно выдана замуж за Павла. Людмила единственная, кто относится к Вассе Петровне с любовью и нежностью, видит в ней своего доброго друга.
Другая история – история Рашель (играет Анна Гарнова) и Федора. Спустя много лет после того, как Федор покинул отчий дом вместе со своей женой, революционеркой, которую разыскивают жандармы, он тяжело болен и время его на исходе. Теперь всё, что будет у Рашель – ее сын, Коля. Но только если Васса уступит и отдаст своего внука, который рос под ее опекой с младенчества.
Пронзительна игра Марины Кондратьевой, которая исполняет в этом спектакле роль горничной Липы. Страшный грех убийства своего ребенка не дает ей прожить ни дня, чтобы она не просила прощения у Господа и слезно не упрашивала Вассу отпустить ее в монастырь, молить о спасении души.
Характеры всех героев переданы актерами с таким мастерством, что они не могут не остаться в памяти зрителя и не вызвать в душе глубокое сострадание к этим бедным людям, которые погрязли в своей алчности и злобе. То напряжение, которое возникает между зрителем и актером, способно окончательно убедить в том, как несчастны члены семьи Железновых и как трагичны их судьбы.
Особое место в спектакле занимает музыка. Среди всей темноты и несчастья дома Железновых, находится место мелодиям маленького оркестра и романсам в исполнении актеров. И с этим спектакль становится уже не таким психологически тяжелым для зрителя, но при этом не теряет своей силы.
Ульяна Бойкова специально для Musecube
Фотографии предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета, фотограф Сергей Петров
Так же можно посмотреть фотографии Лауры Танделовой здесь
Добавить комментарий