Дмитрий Морозов: Единственный формат современного искусства, недостаточно ещё раскрытый, – это звук

vtolВ рамках проекта медиа-художника Дмитрия Морозова ::vtol:: с 22 апреля в «Электромузее» проходит выставка «Девайсы». Как только переступаешь порог галереи – слышишь невероятный шум, и лишь пару секунд спустя понимаешь, что этот шум – результат работы нескольких уникальных технологических инсталляций, каждая из которых обладает своим неповторимым голосом, а значит и характером. Эксперимент со звуком – красная нить всего творчества Дмитрия.Почему ::vtol::? Откуда взялось такое название?

Это не имеет какого-то значения. Стечение обстоятельств. На самом деле VTOL означает Vertical Take-Off and Landing – это термин из авиации, определяющий подвид летательных аппаратов, которым не нужен аэродром.

Как появилась идея работать со звуком? Ведь визуальное искусство понятно и открыто, а вот игра со звуком – это что-то неожиданное.

Малевич закрыл все вопросы по поводу живописи, и заниматься ею больше несовременно. Единственный формат современного искусства, недостаточно ещё раскрытый, – это звук. Всё остальное закончилось.

Вы всегда занимались звуком?

Да. Именно из музыки я пришёл к объектам, работа над ними началась со звука.

А отчего вдруг начались эти поиски? Знаю историю с игрушкой «Speak and Spell», которая вдруг начала издавать какие-то невероятные звуки, когда Вы её разбирали. И это заворожило. Это стало отправной точкой?

Нет, скорее наоборот. Сначала меня привлёк звук как таковой, а потом я понял, что могу делать такие приборы.

Вы ориентировались на уже существующих медиа-художников, когда начинали работать?

Было бы глупо отрицать, что было какое-то влияние художников. Эта эстетика уже отчасти разработана. «Device Art» и технологическое искусство, когда форма не так важна, как медиа-составляющая. На западе это очень развито, и я видел множество больших и важных работ, которые повлияли на меня. Но надеюсь, я и сам смог что-то привнести.

Каково это быть одним из немногих художников подобной направленности, если не единственным?

К счастью, я не единственный. Всё-таки есть сцена, на которой множество людей делают интересные вещи.

Это просто стечение обстоятельств. То, чем мы занимаемся, очень оторвано от нашей повседневной жизни, поэтому это требует некой беспечности. В общей сложности, это какая-то бессмысленная деятельность в сложных условиях окружающего мира. Наверное, просто здесь не достаточно всё хорошо, чтобы заниматься таким маргинальным творчеством.

«Девайсы» в «Электромузее» — это ваша первая персональная выставка?

Можно сказать, что первая.

И как ощущение?

Интересно увидеть все свои работы разом вместе. Никогда не видел, чтобы они были вместе собраны и представлены одним пластом.

И что-то новое это открыло?

Да, открыло. Но я вам не расскажу.

Тут представлено множество экспонатов. Есть какой-то более дорогой сердцу?

Нет, они мне все дороги как дети.

Есть новые идеи и проекты?

Да.

И о них не расскажите?

Нет, они сейчас на стадии созревания.

Сегодня бытует мнение, что искусство усложняется, становиться менее понятно простому человеку, искусство дистанцируется от аудитории. Думаете, это так?

Я бы не сказал, что всё усложняется. Скорее наоборот, это упрощение искусства. По сути это разговор с человек через технологии, которые сегодня ближе, чем образы в живописи. Мы погрязли в технике и не можем без этого жить. Может, это более простое искусство, поэтому и привлекает довольно большое количество людей.

Беседовала Альбина Борисенко специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.