Наталья О’Шей (группа «Мельница»): «Мы и сами про себя всё знаем»

С бала на бал: Наталья отвечает на вопросы в промежутке между двумя рождественскими концертами «Мельницы». Любопытства накопилось на горсть, на всего понемногу – и про выступления есть, и про сюрпризы, и про будущее, и про сказки, конечно. Не обошлось без волшебства и секретов. А ещё оказалось, что между Хелависой и Хэмингуэем есть определённое сходство (и это не буква «х»).

Автор фото - Валентин Монастырский
Автор фото — Валентин Монастырский

Сейчас идёт активное голосование в рамках «Чартовой Дюжины» на «Нашем радио». В одной из номинаций участвовала новая песня «Прощай». Считается, что Мельница в своё время получила выход на широкую публику благодаря ротации на «Нашем радио» и «Ночной кобыле» в лидерах хит-парада. Но среди поклонников часто бытует мнение, что радийные хиты – это не самая лучшая и более «попсовая» часть творчества групп.

Я вообще не считаю, что «попсовость» – это что-то плохое. Радийные хиты – визитные карточки группы, а «Прощай» – одна из моих любимых вещей с пластинки. Чем больше ротации по радио, чем большее количество песен стоит в плэй-листе станции, тем больше народа услышит творчество группы, тем больше людей придет на наши концерты. Логика проста.

В этом году Мельница даёт два рождественских концерта: один рассчитан на большую аудиторию, другой – более камерный. Насколько сильно они будут различаться по атмосфере?

Концерты будут принципиально разными. Если формат Светлановского зала у нас, что называется, отработан – почти академическая акустика, струнный квартет, длинное платье – то действо, которое будет происходить в Театральном зале, даже для меня пока загадка. У меня и трек-листа для второго концерта ещё нет. Знаю только, что расскажу со сцены одну сказку из книги, которую, собственно, мы на концерте и презентуем. И еще мы с Сергеем Вишняковым думаем сыграть совершенно новую песню, что написали совсем недавно.

Новый год и Рождество считаются сказочным временем, временем чудес. Что для вас волшебство, в какие моменты вы его ощущаете? Теряет ли человек с возрастом веру в волшебство?

Хотелось бы верить, что волшебство окружает меня постоянно, а во время зимних праздников – в удвоенном размере! Вопрос о вере в волшебство должен быть личным для каждого. Кому-то всё равно, а я, например, искренне верю.

12 января в рамках концерта «36,6» вы презентуете вашу авторскую книгу «Сказки, рассказанные в октябре». Как, по-вашему, в чём самая суть сказки?

Если речь идет о волшебной сказке – а мои сказки волшебные! – то для них важна вера в безграничность мира и безграничность возможностей. В них может случиться абсолютно всё, что угодно.

Сильно ли различается процесс придумывания песен и сказок?

Нет, это очень сходные процессы – по крайней мере, для меня. Когда я работала над сказками, то иногда параллельно писала песни, и некоторые их кусочки как-то сами собой зафиксировались в тексте книги.

Расскажите о лирических героях ваших песен и сказок. В каждой ли песне новый лирический герой или какие-то песни объединены одним персонажем (персонажами)?

Вы такой смешной вопрос задаете. Если перефразировать, то получается «что вы имели в виду, что хотели сказать этой песней, этим альбомом, этой книгой?» Разве тексты песен не дают на него ответа? Разве не видно, например, как пересекаются образами «Анестезия» и «Об устройстве небесного свода»? Или что «Дредноут» является ответом к «Никогда» (а ведь в буклете есть и псевдо-эпилог к этой истории!)? И, коли в «Алхимии» есть Тристан, то на следующем диске обязательно появится Изольда.Hell2-Cover

С какой «точки зрения» вы сами присутствуете в песне или сказке? Примеряете образ лирического героя, смотрите как бы со стороны на сюжет, выступаете в роли рассказчика?

А вот насколько отстраненно я подхожу к героям своих произведений, пожалуй, не скажу. Я не люблю говорить о своей жизни и чувствах. Все, что я хочу сказать внешнему миру, уже сказано в текстах и музыке, пояснения считаю лишними. Пусть исследователи творчества интерпретируют, пишут статьи, курсовые и прочее, а я лучше буду продолжать работать.

Есть ли персонажи тех или иных произведений (кроме Хелависы), с которыми вы ассоциировали себя?

Я и с Хелависой из книжки-то себя не ассоциирую. Гудрун, дочь Гьюки, из «Саги о Вельсунгах» – вот это был мой любимый образ времён увлечения исторической реконструкцией.

Возвращаясь к рождественским концертам: как началось ваше сотрудничество с квартетом UMB? Вспоминая различные коллаборации рок-музыкантов – были ли у вас когда-то идеи а-ля «Мельница с симфоническим оркестром»?

Два года назад в процессе подготовки очередного рождественского концерта в Светлановском зале нам пришла в голову идея сыграть концерт с квартетом. Ребят из UMB нашел наш флейтист Дмитрий Каргин, и с тех пор мы с ними регулярно сотрудничаем, даже записали три трека на пластинке «Алхимия».

Идея концерта с симфоническим оркестром, конечно, лежит на поверхности, и я знаю, что коллектив Глобалис, например, с удовольствием бы принял участие в такой авантюре. Но если, скажем, звучание Арии или LOUNA участие оркестра принципиально меняет, то нам ещё нужно серьезно подумать, как именно менять аранжировки, как делать оркестровки, чтобы всё прозвучало убедительно.

Когда планируется выпуск полной версии кавера на открывающую песню сериала «Игра престолов»? Не было ли мысли записать ещё пару композиций и выпустить в качестве сингла?

Полная версия записана, сведена и отмастерена. Мы надеемся, что клип выйдет в ближайшие недели. Пока что планов перезаписывать другие темы из сериала у нас нет – своего материала более чем хватает.

После выхода «Алхимии» последовали как восторженные отзывы, так и мнения в стиле «что-то пошло не так». Как в группе обычно реагируют на рецензии? К чьей критике, по-вашему, стоит прислушиваться?

Автор фото - Евгения Токарева
Автор фото — Евгения Токарева

По сравнению с той критикой, что на нас обрушилась после выхода «Ангелофрении», приём «Алхимии» публикой и журналистами кажется самым что ни на есть позитивным. Наверное, мы, в первую очередь, прислушиваемся к мнению коллег по цеху и к мнению близких нам людей, членов семьи. На самом-то деле, мы и сами про себя всё знаем. Знаем, где молодцы, а где накосячили. Но самое главное – понимаем, в какой мере нам удалось воплотить в жизнь свой замысел. Нам важно сделать не то, чего предположительно ждут поклонники, а то, что нам самим интересно.

Есть мнение, что у счастливого и семейного человека с творчеством не ладится. Что в тепле и комфорте «острое» не создать. Или наоборот, наваливается очень много бытовых забот, новых дел – и творчество гаснет. Как в вашем случае создание своей семьи повлияло на творческий процесс и вдохновение?

Мне было очень сложно возвращаться к работе после беременностей, особенно после второй. Точнее, после депрессии, которая за ней последовала. Когда ждешь ребёнка, всю творческую связь с космосом почему-то отрубает, и она возвращается далеко не сразу. И это страшно, а вдруг вообще не вернется. Потом, наконец, что-то случается, приходит какая-то сильная и болезненная эмоция – и вдохновение выпрыгивает, как пробка из бутылки шампанского.

Подходите ли вы к сочинению песен в стиле хемигуэевского «Пиши пьяным, редактируй трезвым» – пиши на эмоциях, редактируй в спокойном состоянии?

Мне не приходило это в голову, но, пожалуй, принцип старины Хэма мне подходит. Я умею работать со своим вдохновением, вгонять себя в своего рода искусственный стресс, иногда даже сквозь слезы выписывать строчки – но потом очень въедливо их править, добиваясь идеала.

Что для вас сила? Каким должен быть сильный человек?

Сильный человек должен быть, в первую очередь, гибким. Грубая, тупая, несгибаемая сила – это не сила, а дурость. Сила же, оснащённая умом, умеет ставить проблемы, умеет их решать, а иногда – и вовсе избегать.

Для многих наступление Нового года – это черта, грань, переломный момент. А ещё – время подведения итогов. Так ли это для вас? С каким багажом и планами шагнула Мельница в 2016 год?

Как правило, мы так заняты репетициями, рождественскими турами и московскими концертами, что ни времени, ни сил на какое-либо подведение итогов просто нет. Январь для нас всегда очень активный рабочий месяц. Но, по факту, в 2015 мы отъездили массу концертов, сделали пластинку, и я выпустила книжку — кажется, очень неплохие результаты. Значит, надо не сбавлять темпа в 2016, продолжать тур «Алхимия» и работать над следующей пластинкой.

Евгения Смехова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.