План Ломоносова: Мы — сами по себе и сами за себя

Мало кто может совместить в своем творчестве современность и классику так, чтобы с уважением отнестись к последней и не скатиться в абсурд. Московским панк-рокерам из группы “План Ломоносова” это удалось. Их альбом “Облако в Штанах”, написанный на слова поэмы В.В. Маяковского, стал одной из самых ярких работ на отечественной альтернативной сцене за последнее время. Мы встретились с музыкантами в стенах их репетиционной базы, где в непринужденной, практически домашней обстановке Александр Ильин (вокал) и Денис Хромых (гитара) рассказали о грядущем спектакле “Облако в Штанах”, о культурном времяпрепровождении в городе Нэшвилл и многом другом.

На днях стартует ваш новый концертный тур “НАТЕ!” (Интервью состоялось 5 октября — прим. ред.), который охватит крупнейшие города Центральной и Южной России. Я так понимаю, он пройдёт в поддержку альбома “Облако в штанах”?

Денис: Ну да. “НАТЕ!” тур. Многие читают как “hate” (от англ. ненависть – прим. ред.), но это “нате”. (Улыбается).

А подобная игра слов не была вами задумана изначально?

Денис: Маяковский так придумал. Не “hate”, конечно, а “нате”. (Улыбается). На альбоме есть песня “Резкая как Нате”. Название тура взяли оттуда.

Александр: У Маяковского есть отдельное стихотворение “Нате”, и оно было упомянуто в «Облако в штанах», где с ним — с этим резким стихотворением, с его настроением, с его «выпадом» Маяковский сравнивает состояние и поведение девушки, пришедшей отвергнуть его любовь. Я думаю, девушка Маша атакуя оборонялась, потому что говорят, Маяковский был огромным неуравновешенным дядькой и вследствие этого я уверен, что отказывать ему в чем-либо было целым испытанием.

Так как альбом концептуален, означает ли это, что на концертах тура он будет исполнен полностью?

Денис: Нет, сначала мы сыграем первую часть альбома “Облако в штанах”, а потом наши супер-боевики. (Улыбается).

Александр: В первую часть альбома входит вступление, затем первая глава — четыре песни, и первая песня из второй главы.

Денис: Дело в том, что мы готовим спектакль «Облако в штанах», который презентуем в московском клубе «Stereo Hall» 8 декабря. Там будут видеоинсталляции, голограммы, 3D мэпинг и много всего крутого. К сожалению, пока у нас нет возможности возить такое шоу по стране. Так что в этом туре мы начнем обкатывать программу, покажем, как песни с альбома «Облако в Штанах» звучат вживую, чтобы люди прочувствовали всю их мощь. (Смеется).

Об истории создания альбома говорить, наверное, нет смысла, все уже было сказано ранее. Спрошу лишь вот что. Я читал, что первоначально вас просили записать фрагмент поэмы. Для чего? Это был какой-то проект?

Александр: Ну да, один дядечка снимал фильм про Маяковского, и мы с ним встречались на предмет моего участия там. Он предложил: ”Вот ты же занимаешься музыкой, может сделаешь песню в качестве проб?» Я ответил, что спрошу у ребят, не против ли они. Ну и всех эта идея приколола. В итоге по ряду причин общение с этим дядечкой у нас не получилось, а задумка осталась. Появилась песня “Нахальный и Едкий”, вступление. С одной стороны, выпускать её одну было — не пришей кобыле хвост. С другой стороны, на создание целого альбома на “Облако в штанах”, конечно, нужно было решиться. Но мы все решились, причем бодро и сразу. (Смеется). И это оказалось офигительно интересное занятие.

Денис: Всё началось в 2013 году. Мы придумали пять-шесть песен, потом у нас был небольшой перерыв, связанный с выпуском третьего альбома на наши стихи. И лишь спустя некоторые время мы доделали «Облако в штанах». В Сан-Франциско записали барабаны, бас и ритм-гитары. В Москве — вокалы и бэк-вокалы, соло-гитары и всякие другие инструменты — скрипки, трубы.

Александр: Струнный квартет или как там это называется? (Улыбается).

Денис: Да, причем музыканты в нем были из Гнесинки. Трубы нам записала духовая секция группы «Distemper». Фортепьяно — Алексей Кириллов.

Александр: Но партии для всех этих инструментов придумывали мы сами с ребятами со студии — Вовчиком и Максимом! Конкретнее — с Насоновым и Самосватом!

Денис: Да, подбирали на MIDI-клавиатуре, затем отсылали музыкантам. А они уже дальше смотрели, иногда вносили какие-то небольшие изменения. Интересовались, кстати, кто наш аранжировщик. (Смеется).

Я, к сожалению, не помню, как “Облако в штанах” структурировано. Деление текста поэмы на песни вы делали исходя из сюжета?

Александр: Ну да. Повествование в поэме идет какими-то смысловыми волнами, и в каждом из этих отрывков есть самое сильное, самое экспрессивное, на наш взгляд, место. Из него мы, как правило, делали припев. Важно было передать суть, главную эмоцию. Как раз сегодня я думал про этот альбом и решил, что он похож на календарь. Сейчас объясню почему. Календарь это же в принципе не очень ровная штука. Дни и месяцы в нем не делятся, например, как десять по тридцать. Месяцев там двенадцать, и дней в них разное количество – шесть по тридцать один, пять по тридцать и один двадцать восемь или двадцать девять. На первый взгляд, это как-то непонятно, и ты думаешь, неужели нельзя было ровнее посчитать? Но мы знаем, что календарь привязан к солнцу… Вру, к луне! Россия живет по лунному календарю! …и если, образно говоря, наблюдать одновременно за календарем и за луной, то он действует правильно. Вот и музыка на альбоме у нас вышла такая, ломанная. Но когда она синхронизируется с сюжетом поэмы, с заложенным в ней смыслом, получается очень органичная штука. Как календарь. (Улыбается).

Денис: А названия песен мы выбирали из наиболее ярких, звучащих фраз. Вот “Нахальный и едкий” — офигенное же название. Или, например, “Славьте меня” тоже очень бойкое. “Облачный Кисель или Вселенная спит» вообще созвучны с “Гражданской обороной”. (Улыбается). Или “Сотый апрель”. Собственно, все названия получились очень емкие, они реально показывают, о чем песня.

А вас не напрягало отсутствие музыкальности у стихов Маяковского, эти ломанные ритмы?

Денис: Нас это, наоборот, раззадоривало. (Улыбается).

Александр: Раззадоривало, да. В его стихах есть такой маршевый ритм, и рок-музыка, она ведь тоже зачастую маршеобразная. У меня, честно, только с третьего раза получилось прочитать «Облако в штанах» про себя без мест, где я бы не запнулся. Там же есть моменты, когда рифму разделяет несколько строчек. А мозг же как реагирует? Он привыкает к определенному размеру и считает. А когда такой ломаный ритм путает все карты, поначалу это вызывает некий дискомфорт. Но потом, когда ты все эти ритмические засады вычислил, тогда пазл складывается. А в сочетании с музыкой вообще получается классно.

Денис: Кроме того, у Маяковского получилось то, что сейчас пытаются сделать многие рэперы — использовать нестандартные строчки, размеры. Что очень прикольно получается, например, у Oxxxymiron’а. Но Маяковский сделал это первым. (Улыбается). Он мыслил нестандартными ритмами. Если бы Маяковский жил сейчас, я уверен, что он бы играл какой-нибудь хардкор или маткор. Этой ломкой ритма он творил особую красоту.

Александр: И, конечно, мощными образами.

Денис: Согласен. Иногда они даже могут быть не очень приятными, но от этого не менее действенными.

Считаете ли вы, что издавая альбом на стихи Маяковского, делаете благое дело, повышая интерес к чтению среди вашей молодой аудитории?

Александр: А по сути какая разница, считаем мы это или нет? Это само по себе происходит. И какая разница, что мы об этом думаем. (Улыбается). К слову, нам присылают отзывы типа: “Спасибо, мы по-новому взглянули на поэму и её автора”. Кто-то впервые для себя это произведение открывает, дети в школе, когда проходят «Облако в штанах», хорошие оценки получают и осознают, что это может звучать современно.

Денис: Ну а что, раз двадцать альбом послушал и уже знаешь наизусть Маяковского. Круто. (Смеется).

Александр: И можно услышать и понять, что происходит в поэме. Многие запутываются, когда читают её в первый раз.

Денис: Ну да, мы же поэму через себя пропустили, грубо говоря. Например, трек “Железное горло звонка”, на которую вышел клип. Он получился особенно эмоциональный — и Санёк так спел, и мы сыграли. Одним словом, наложенные на музыку эти стихи начинают звучать доступнее и понятнее.

“Облако в штанах” нарушило вашу привычную схему – порядковые номера вместо названий. Следующий альбом ее продолжит?

Александр: Да.

Денис: Просто ведь “Облако в штанах” это же не наши стихи.

Александр: Это эксперимент такой, отдельный.

Денис: И скорее всего он будет существовать также отдельно от нашего остального творчества. То есть будут концерты группы «План Ломоносова» и будут спектакли «Облако в штанах».

Сейчас как раз плавно переходим к этой постановке. Я слышал, вы уже изначально хотели делать моноспектакль или большой видеоклип?

Денис: Изначально мы вообще ни о чем таком не думали, просто работали над пластинкой. Но потом, когда услышали готовый результат, все эти скрипки… (Улыбается).

Александр: Конечно, в процессе сочинения и записи появлялись какие-то образы. А когда добавляется симфоническое звучание, музыка получается такая… объемная, широкая. Достойная этих стихов. «Облако в штанах» это же глыба! И написал его поэт, который ходил широко шагая. И нам захотелось размаха! По мере того, как эта музыка, образно говоря, обрастала мясом, нам и образы какие-то более широкие приходили. Такие масштабные. Поэтому мы и решили сделать спектакль. Даже не спектакль, а музыкальное представление из девятнадцати песен с антрактом, которое мы покажем 8 декабря в клубе “Stereo Hall”. Эта площадка отлично подходит для реализации всех наших технических задумок. В первую очередь, из-за экранов, которые расположены по всему периметру зала. Плюс, естественно, подготовленное для рок-концерта помещение. Да и само здание клуба — это какая-то мануфактурка как раз из тех времен, так что концептуально тоже всё сошлось. Помимо экранов у нас будет сетка с голограммами прямо над зрителями – как в планетарии. (Улыбается). Еще будет висеть видео-шар! В общем, много чего классного. И зритель, находясь в зале, будет полноценным участником всего происходящего.

Немного отойдем от темы “Облако в штанах”. Работа над вашим третьим альбомом велась в городе Нэшвилл. Почему именно там? Потому что это крупный музыкальный центр или по каким-то другим причинам?

Александр: Максим Самосват (российский рок-музыкант, саунд-продюсер, звукорежиссер – прим.ред.) связался с местной студией Black Bird. В дни новогодних каникул у них маленький ажиотаж и серьезные скидки.

Денис: Плюс доллар тогда ещё был в половину дешевле, и получалось так, что стоимость записи альбома и самой поездки в Америку стоила столько же, сколько запись альбома на хорошей студии в Москве. И мы решили, почему бы нам не поехать и классно провести там время.

Нэшвилл — это же знаковое для музыкантов место, пропитанное духом кантри.

Александр: Слушай, мы там просто обалдели от увиденного! (Улыбается). Там, по-моему, все население умеет гениально играть на любых инструментах и петь. Все, включая бомжей на улицах, серьезно! Когда наступают выходные, весь Нэшвилл ночи напролет тусуются во всяких кабаках, в каждом из которых звучит живая музыка. И в какой кабак не зайди, нигде ты не скажешь: «Фу, что за шлак играет?». Стоишь, смотришь, что они там вытворяют, чётко, словно часы, и думаешь: «Ну это просто удивительно, они словно из цирка сбежали, ну как это возможно!?» (Смеется). Когда кто-то узнавал, что мы музыканты, тут же начинал рассказывать, что у него дядя играет на этом инструменте, тетя на том, папа вот это закончил и т.д.

Денис: Да, очень музыкальный город. Много клубов, музей Джонни Кэша. (Улыбается). И еще мы были на самой первой фабрике гитар Gibson, посмотрели, как их делают.

То есть, у вас был своеобразный культпоход?

Александр: Да. Это опять Максим помог найти путь…

Денис: И нас в итоге провели на фабрику.

Александр: То есть, мы не по билетам, а по впискам прошли. (Смеется)

Денис: Увидели весь процесс производства гитар. Там большая фабрика, человек четыреста работает. И цены, скажу, достойные. Видели белую гитару-баритон, сделанную на заказ для Бакетхэда (американский гитарист-виртуоз — прим.ред.). Там еще сидят дядьки, все вручную проверяют, и, конечно же, каждый из них еще и отличный гитарист. Мужик стоял и красил гитары Sunburst — одну так, другую по-другому. То есть, все вручную, все индивидуально. Очень круто!

Если оценивать не впечатления от города, а именно результат работы — вы остались им довольны? Стоило ли этого того?

Александр: Да конечно! (Улыбается). Классный опыт! Мы за короткий срок сделали альбом от и до, грубо говоря, под ключ. Только в Москве что-то довинтили чуть-чуть в плане мастеринга. В Штатах мастеринг делал местный чувак по фамилии Мендельсон, но нас там не всё устроило.

Денис: Кстати, у этого Мендельсона была премия Грэмми за какой-то концертный альбом «Motley Crue», по-моему. Он много с кем работал. Короче, какой-то такой мужичок, нормальный. Но вот нам его мастеринг не понравился. (Смеется). Когда мы с Тэдом Джонсоном работали над первыми двумя альбомами, вот это было круто.

Получается, все ваши альбомы вы так или иначе делали за рубежом?

Денис: Первый альбом мы записывали и сводили в Москве, но мастеринг нам делал Тэд Джонсон в Нью-Йорке. Второй альбом записывали частично в Финляндии, частично в Москве, сводили в Москве, а мастерингом занимался опять же Тэд. Третий альбом писали и сводили в Америке, а мастеринг делали в России. Ну а «Облако в штанах» мы частично записали в Штатах в Сан-Франциско, а все остальное уже доделали на Родине.

Я так понимаю, со следующим альбомом вы тоже куда-нибудь поедете?

Александр: Не знаю, посмотрим, что будет. (Улыбается).

Изначально в составе группы «План Ломоносова» был баянист. Вы хотели придать своей музыке какой-то национальный колорит? И почему в итоге отказались от использования этого инструмента?

Александр: Ну, Илья (Илья Ильин — бывший участник группы «План Ломоносова» — прим.ред.) просто ушел из группы, и все. Он возил на концерты баян, если в программе были песни, где этот инструмент использовался. Наша группа не создавалась по принципу: «Ребят, в общем на гитарах будем играть, и вот давайте ещё и баяниста возьмем». Скорее так — «Вот есть песня, было бы офигительно, если бы в ней звучал баян». Вот так это было. А поскольку Илюха на баяне когда-то в школе играл, вот мы его на это дело и подтянули. (Улыбается). А потом он уже и бэк-вокал начал петь, и звуки разные на сэпмлере запускал на концерте. И конечно же, неподражаемые пластические этюды и угар на концертах, это — вышак!

Я почему спрашиваю — панк-музыка с национальным колоритом пользуется популярностью в мире, например, ирландская группы «The Pogues» или же «Gogol Bordello».

Александр: Да у нас никогда не было никакого бизнес-плана из серии, что «мы будем играть то, что в моде, тренде и так далее». Мы делаем такую музыку, которая нам кажется классной. (Улыбается). Чтобы нам самим было приятно ее слушать. Если наши песни нравятся еще кому-то, то это здорово. Ведь тогда концерты веселее проходят — больше народу, жарче и круче, все прыгают, скачут, руками машут. Им хорошо, и значит нам хорошо. А кто там что делает…. Понятно, что мы из любопытства смотрим за тем, как другие люди проходят свои пути развития и что у них в итоге получается. Но не через призму того, что: «Ага, вот у этого не получилось, значит мы поступим по-другому. И ещё возьмём у этого одно, у другого сопрём вот это, и тогда всё у нас будет чики-пуки». Это неинтересно. Хочется, чтобы людей притягивала именно музыка. Ты можешь снять хороший клип, но если песни у тебя не очень, то те, кто придут на концерт, сильно разочаруются.

Джоуи Ди Майо, лидер группы «Manowar», неоднократно говорил, что считает немецкого композитора Рихарда Вагнера отцом жанра хэви-металл. А вы бы могли назвать Маяковского, например, отцом российского панка?

Александр: Да это же вообще известная тема. Поглядите, что они делали тогда! (Смеётся). Почитайте биографии, посмотрите фотографии. Это неформалы же еще те были. Во все времена есть чуваки, которые отрываются до конца. До победного конца. Вот это про них, про ту тусовку. Конечно, у них там случались и всякие печальные, трагические штуки и напряги, но с другой стороны, с кем они не случаются?

Для вас панк — это в первую очередь музыка, которую вы играете? Или некий образ жизни, состояние души? Вокруг этого стиля существует много стереотипов. Вы стараетесь от них отойти или же наоборот разделяете?

Денис: Что касается музыки, то здесь мы, наверное, пытаемся внести в панк-рок оригинальность. То есть, не играем три аккорда и три рифмы, а дополняем их какими-то своими элементами. Есть «Bad Religion», «Green Day», есть «NOFX», и они все разные, оригинальные, друг на друга непохожие. Зачем же играть как «Bad Religion», если уже есть «Bad Religion»? Зачем нам еще один «NOFX», если уже есть «NOFX», и он единственный и неповторимый? Существуют ведь музыкальные стили, которые уже не развиваются. Классическая музыка, например. Собственно, и панк-рок, и вообще рок могут просто умереть, перестать быть актуальными, если не пытаться их разнообразить. Поэтому для нас панк это, в первую очередь, эксперимент. А образ жизни.. Ну посмотри, как мы тут живем. (Обводит взглядом помещение). Не сказал бы, что здесь всё заблевано. (Улыбается). Короче, мы — сами по себе и сами за себя.

Александр: Я еще кое-что добавлю. Мне кажется, что у нас нет какой-то определенной схемы. Мы не выбрали себе конкретный стиль, и поэтому используем всё, что хотим. И это помогает делать наши альбомы такими… разношерстными. (Улыбается). Но при прослушивании это все складывается в единую картину, и ты испытываешь такое широченное ощущение! Словно идешь во все стороны сразу.

Вернемся к гастрольным планам. Помимо сольного концерта в Москве вы так же примете участие в фестивале Старый Новый Halloween. Как вы относитесь к такому явлению, как Хэллоуин?

Денис: Для меня, как для вегетарианца, это отличный повод съесть еще немного тыквы. (Смеётся).

Александр: До девятого класса я учился в английской школе, и там празднования Хэллоуина проходили, скажем так, в рамках культурного обмена. А вот почему у нас его так широко отмечают, я не понимаю. С другой стороны, я, конечно, не против и не кричу: «Прекратите! В обезьянник всех этих ведьм, мертвых медсестер и прочих нарушителей покоя». (Смеётся). Но праздник нечистой силы… Я — за добро, за свет, какая ещё нечистая сила? (Улыбается).

Денис: Да ладно тебе, прекрасный праздник. (Смеется). У нас и так куча праздников, еще и этот отметим.

Александр: Минимум забавно наблюдать всех этих разукрашенных людей в костюмах. (Улыбается). Главное, чтобы они только не кидались на других людей.

Денис: О, костюмы, точно. Я может в своей маске на сцену выйду. В свое время выступал в ней в составе группы «Паштет и Дэн». (Встает с места, идет к одному из шкафов и достает оттуда маску). Вот вам и Хэллоуин, нечистая сила. (Смеется).

Вы вообще удивились приглашению выступить на подобном фестивале? Долго думали, принимать ли его?

Денис: Да нет, а что там долго думать? Во-первых, мы знакомы с другими участниками этого фестиваля, уже хороший повод вместе сыграть.

Александр: Да и вообще мы концерты любим играть, это классно. (Улыбается). Мы для этого музыку и делаем.

Денис: К тому же все будет происходить в клубе «Москва», на классной площадке. Мы там как раз сняли клип на песню «Фотопанк», который сейчас доделываем. Правда, съемки происходили еще по старому адресу клуба, у метро «Маяковская». Хотя это даже не клип, а… Мы в общем придумали новое модное слово.

Александр: Да, это слово «фотио». (Улыбается). Потому что это клип, состоящий из фотографий. Но «фото-видео» не скажешь, непонятно это как-то, поэтому «фотио». Конечно, я и раньше видел похожие клипы. Но у нас получился какой-то уж очень классный, эмоционально заряженный, веселый. (Улыбается). Там целая история в этих фотографиях рассказывается. Фотографий около 6300!

Денис: Кстати, в главной роли снялся Илья Глинников. (Российский актёр театра и кино — прим.ред.). Он очень классно все сделал. Илья часто посещает наши концерты, отсюда и родилась идея предложить ему поучаствовать в съемках. Он недолго колебался. (Улыбается).

Когда ожидать клип?

Денис: Могу сказать лишь, что это случится скоро. И как всегда неожиданно, как снег на голову, и все офигеют: «Ой какие «План Ломоносова» молодцы!» (Улыбается).

И последний вопрос. В одном из ранних ваших интервью вы говорили, что ваши песни — это не протест, а скорее призыв. Изменилась ли эта ситуация с годами?

Александр: Слово «протест» имеет разрушающий оттенок, а «призыв» — созидательный. Призыв очнуться и увидеть, что живешь в замкнутой системе. И ее не обязательно рушить , из нее можно просто выйти. А потом, оглянувшись, выбирать в какой из снов тебе интереснее изредка погружаться.(Улыбается).

Денис: Поэтому мы и относим себя к сатире. Смех сквозь слезы. Ну или наоборот. Когда мы смотрим, что происходит вокруг, нам ничего не остается, кроме как посмеяться над этим.

Александр: Это больше констатация факта и взгляд на происходящее с нашей стороны. А иногда это просто история или фантазия, которая пришла в голову. Смотря как появился текст. Ведь он может возникнуть независимо от музыки. А может наоборот — услышанная мелодия навевает какие-то мысли, создает определенное настроение, и дальше ты уже просто разгоняешь то, что ухватил.

А песни с альбома «Облако в штанах» — это тоже призыв? Или все-таки что-то более лиричное?

Александр: А это вообще смесь всего. Это же поэма, в которой есть сюжет, и без лирической истории там все рухнет. Но она представлена в атмосфере времени, в котором была написана, в ней много отсылок к различным персонам и событиям той эпохи. И не надо забывать, что «Облако в штанах» очень автобиографичное произведение, имеющее отношение к конкретному человеку. Поэтому её так классно читать, ты словно переносишься в это время.

Денис: Каждый человек, прослушав альбом и посмотрев спектакль, может решать, что ему делать. Либо повторять ошибки предыдущих поколений, либо извлекать из них уроки и делать что-то более конструктивное. Принимать обдуманные, взвешенные решения. Мы не призываем дословно принимать каждую строчку, это же творчество.

Александр: Мы взяли свои эмоциональные ощущения, которые получили от знакомства с этим произведением и облачили их в музыкальную форму, чтобы передать другим. И другие люди, в свою очередь, услышав наши песни, радуются вместе с нами.

Денис: Вот кто-нибудь еще через сто лет послушает пластинку группы «План Ломоносова» на стихи Маяковского и придумает на эту тему что-то новое.(Улыбается).

Михаил Степанов, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Дмитрия Петрова смотрите здесь.

Выражаем благодарность за помощь в организации интервью Елене Рудаковой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.