1 ноября 2011 года на лейбле Synthematik вышел первый полноформатный альбом «Будет ласковый дождь» белорусского проекта KOSMODROMM. О записи альбома, его сюжете, приемах аранжировки, а также о творческих планах и тенденциях современной музыки мы беседуем с Максимом Никитко (в KOSMODROMM – под псевдонимом Eiden Dark) – вокалистом и композитором проекта KOSMODROMM.

Как проходила запись альбома, какие инструменты использовались? Как удалось сохранить такую живость голоса на фоне звуковых эффектов и обработки музыки?

Максим Никитко

Запись нашего альбома проходила достаточно сложно и долго, в несколько этапов. В самом начале все композиции были созданы в виде своеобразных заготовок – текстов с проставленными гармоническими функциями и выписанной в нотах мелодической вокальной линией. После этого осуществлялась непосредственно запись: большинство треков я записал в своей студии, а немного позднее мы добавляли кое-что уже в студии у Дмитрия, особенно все, что касается всяких дополнительных аранжировочных партий и звуковых эффектов.

Особенно много работы было с записью вокала — хотелось все записать так, чтобы слух “не цепляли” вокальные недоработки, тем более что я практически не использую никаких программ т.н. “вокального тюнинга”, потому что они напрочь убивают вокальные обертоны и живость голоса, что в рамках концепции нашего альбома крайне нежелательно. В целом, я не очень высокого мнения о качестве проделанной мной работы, но, по крайней мере, каких-то значительных недоработок удалось избежать.
После всего этого альбом сводился в студии у Дмитрия, там для этого созданы все условия, есть много замечательного оборудования. Что касается инструментов, то в нашем альбоме использован целый ряд различных синтезаторов, начиная от аналоговых моделей семидесятых-восьмидесятых годов и заканчивая современными виртуальными инструментами. В целом, в звучании альбома мы старались не выходить за рамки “чернобыльской” концепции — альбом звучит одновременно и современно, и в стиле середины восьмидесятых годов XX века.

В предыдущих интервью ты говорил про концептуальную стройность и цельность альбома. Можешь ли ты рассказать о сюжете альбома более подробно?

Если принимать концепцию, что альбом посвящен чернобыльской теме, то тогда построение альбома можно описать так — первая композиция, “Музыка Ночи” — она о теплой апрельской ночи перед аварией на атомной станции, “Звезда Полынь” — это, собственно, взрыв, “Сталкер” — это ликвидация последствий аварии. Дальше додумайте сами:)
Но может так случиться, что какой-то другой слушатель поймет альбом по-своему, и тогда эти композиции могут навеять ему совершенно иные образы, ведь в наших текстах нет никакой конкретики, мы стараемся оставить своеобразное свободное пространство для интеллектуального маневра самого слушателя.

В тексте композиции “Атомная пыль” речь идет про город, накрытый атомной пылью. Это про Припять? И о чем текст композиции “На высоте номер семь”?

KOSMODROMM

На этот вопрос я частично ответил выше. Если говорить о тех образах, которые посещали меня во время написания этих вещей, то “Атомная пыль” скорее, об ОЩУЩЕНИИ Припяти как образа города-призрака. Так бывает, когда все говорят о чем-то очень известном, но никто не произносит вслух названия. А “На высоте номер семь” — это песня, скорее, о каких-то утраченных идеалах, которые, когда реализовались, стали уже совсем не такими привлекательными. Но если, опять же, рассматривать эту композицию в “чернобыльском” контексте альбома, то может оказаться, что это песня про саркофаг, то есть, про так называемый “Объект укрытие”, что воздвигли над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной станции. В общем, тут может быть достаточно много значений.

И все-таки – “Будет ласковый дождь” — это альбом о Чернобыле?

И да, и нет. “Да” — потому что лично я писал его именно об этом. “Нет” — потому что каждый вправе услышать в нем что-то свое, привнести какое-то свое объяснение, с чем я не буду спорить.

Некоторые мотивы и аранжировочные приемы альбома “Будет ласковый дождь” напоминают киномузыку. Пользуешься ли ты приемами киномузыки при написании своих композиций?

Сложно ответить что-то определенное, просто потому что жанр киномузыки очень разнообразен. Фактически, современная киномузыка впитала в себя все приемы и академической, и неакадмической музыки, что была создана до сегодняшнего дня, поэтому практически в любом творчестве современных проектов можно увидеть связь с киномузыкой. Мы, скорее, пользуемся приемами как можно более тесного соединения текстов и музыки, чтобы рождалось совершенно особое восприятие наших композиций, как бы “трехмерное”, сотканное и из текстов, музыки, и даже из оформления нашего диска. По отдельности эти составляющие нашего творчества достаточно тривиальны, а вот в их сочетании, как мне кажется, появляется что-то новое и необычное, и тогда все вместе начинает восприниматься как единое целое.
Кстати, это именно та сфера творчества, в которой мне бы хотелось развивать деятельность KOSMODROMM — в нашем следующем альбоме мы постараемся сделать сплав текстов, музыки, звучания и оформления еще более сильным и очевидным.

Раз уж мы заговорили о следующем альбоме группы, скажи, Максим, есть ли уже авторские задумки насчёт тематики следующего альбома? Какие темы вообще близки лично тебе? Какие из них хотелось бы отразить в дальнейшем в творчестве группы?

KOSMODROMM

Следующий альбом KOSMODROMM будет посвящен достаточно интересной теме — виртуальной реальности. В этой работе мы представим достаточно интересный и своеобразный взгляд на эту тему. Если говорить о творчестве в целом, то мне интересны концептуальные работы, каждый альбом посвящен какой-либо теме, отражает взгляд на ту или иную проблему. Среди имеющихся планов есть идея выполнить третий альбом проекта KOSMODROMM целиком на белорусском языке. Мне известно немного электронных проектов с белорусскоязычным вокалом. Я думаю, что может получиться очень интересно.

Какие группы, каких музыкантов ты мог бы назвать в числе тех, кто повлиял на твоё творчество?

Если говорить об электронных проектах, то в свое время меня очень впечатлил проект KRAFTWERK. Услышав один раз их ранние альбомы, трудно отделаться от мысли, что в европейской электронной музыке больше ничего не происходило со времен издания этих дисков – это касается и аранжировок, и текстового материала, и чисто технических звуковых находок. Мы все попросту гуляем по лесу, который когда-то посадили KRAFTWERK.
Также на наш процесс работы над материалом, на своеобразную “культуру звука” оказал достаточно сильное влияние швейцарский проект Yello. До сегодняшнего дня он остается непревзойденным эталоном экспериментаторства и держит высочайшую планку качества в жанре электронной музыки.
Что касается остальной музыки, то я, в основном, слушаю классическую музыку разных стран и эпох, и стараюсь по мере возможности использовать приемы классических композиторов; например, в альбоме “Будет ласковый дождь” для создания соответствующей атмосферы использованы некоторые приемы европейской литургической музыки XVII-XVIII веков, а иногда и приемы современной академической музыки, например, минимализма (правда, этих приемов гораздо меньше).

В чем, на твой взгляд, достоинства и недостатки современной музыки? С какими проблемами сталкиваются современные авторы?

KOSMODROMM

В настоящее время очень трудно продвигать что-то на рынок, находить пути к слушателю. Распространение музыкальных технологий, помимо всех очевидных плюсов, несет громадную опасность — опасность утонуть в мириадах произведений, пусть и талантливых. Уже сейчас рынок пресыщен музыкальной продукцией настолько, что переслушать все это за одну человеческую жизнь попросту невозможно. Иметь в настоящее время возможность что-то выпускать, иметь слушательскую аудиторию — это достаточно серьезная поддержка для любого, кто занимается музыкой.
Мы благодарны лейблу Synhematik за издание нашего творчества и участие в его продвижении – эта работа ведется во многом на альтруистических началах. Разумеется, у нашего проекта никогда не будет той гигантской аудитории, которая есть у поп-звезд, но для меня это, скорее, радость. Я вообще не любитель большого скопления людей, и нам гораздо приятнее играть концерт для сотни интеллигентных людей, которым действительно близко наше творчество, чем для непонятной и многочисленной человеческой массы.

Хочется пожелать проекту KOSMODROMM реализации их творческих планов. Будем с нетерпением ждать ваших новых произведений!

Использование фото, аудио и видео материалов согласовано с группой KOSMODROMM.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.