Режиссер Александра Мамкаева: «…мы хотим все страшное сделать смешным, страшно смешным»

61wb5zzcyvgТеатр – это маленький закрытый мир, в котором режиссер формирует особую атмосферу, рассказывает историю, показывая ее в красках, лицах, жестах, заражая своей идеей актеров и зрителей, стирая границы между двумя мирами. О том, какая идея была заложена в спектакль «Ох, уж эти страхи», рассказал режиссер спектакля — Александра Мамкаева.

«Ох, уж эти страхи» — это не первый ваш спектакль
В театре-фестивале «Балтийский дом» это мой второй спектакль, первым был: “От хобота до хвоста: правило слона”.

Выбор темы для спектакля и сценария были неслучайны?
Конечно! Год назад у меня и драматурга Ксении Никитиной одновременно возникла идея создать спектакль на тему детских страхов, причем мы сразу определили, что это должна быть категория ночных страхов. Можно сказать, что спектакль “вынашивался” год.

Чем был обоснован выбор темы детских страхов?
Может быть, это связано с тем, что я сама многого боюсь. Поэтому мой спектакль в какой-то степени — это попытка проработать мои детские страхи.

Несколько слов о спектакле. Кто главные действующие лица, что с ними происходит, почему?
Главная героиня — восьмилетняя девочка Руби. Она жуткая трусиха. Наш спектакль — это история преодоления ее страхов. Начинается все с того, что ночью в лагере дети при свете фонарика собираются рассказывать страшилки, но по вине Руби приходит злобная воспитательница, отбирает фонарик и срывает всю затею. Спать страшно, фонарик вернуть надо, но глаза предательски закрываются, и наступает волшебный мир ночи, полный удивительных существ и приключений.

6vdet8lpjjuМожно ли сказать, что смысл спектакля в том, что все страхи преодолимы, они делают нас сильнее?
Да, конечно. Нужно приручить свой страх, сделать его своим другом, и только тогда ты станешь сильнее и будешь способен на многое.

Спектакль в первую очередь для детей, или все же для их родителей?
Конечно, хочется, чтобы спектакль был интересен как детям, так и их родителям. До родителей хотелось бы донести одну простую мысль: в основе всех детских страхов лежит страх одиночества. Во всех книгах по психологии пишут, что если ваши дети боятся темноты,страшных ночных монстров, шорохов, призраков и так далее, это значит, что им просто не хватает внимания. То есть в основе всего лежит очень простой человеческий фактор – надо к нему присмотреться.

Как сейчас увидела на репетиции, ваши Страхи очень симпатичные, позитивные и смешные.
Абсолютно! Это главный ключ к нашей истории: мы хотим все страшное сделать смешным, страшно смешным.

Как Вы угадываете потребности маленьких зрителей? Сложно угадать потребности взрослых, а детей тем более.
Для меня это всегда эксперимент. Прежде всего, я задаю вопрос себе, а что интересно мне, какая тема или идея, и только потом пытаюсь размышлять над этим вместе с маленькими зрителями.

Все актеры, задействованные в спектакле, взрослые. Как Вы проводили отбор на роли?
У нас в театре все прекрасные артисты, поэтому сделать выбор было довольно сложно. Но на данный момент в театре параллельно идет много проектов, и все актеры как-то гармонично распределились. Единственное, что я искала какие-то совпадения в характерах героев и артистов, то есть в роли Руби (главной героини) я видела именно Аню Щетинину, поэтому было бы, наверное, неправдой сказать, что это случайный выбор. Какие-то рифмы между артистами и персонажами, конечно же, есть.

97j91lkqcmkЧто, на ваш взгляд, актер не должен делать на сцене, когда речь идет именно о детском спектакле? Какие можно выделить ошибки, правила?
Я считаю, что с детьми нужно уметь разговаривать по-взрослому. Они точно такие же люди, просто чуть по-другому думают, немножко иначе все воспринимают. С ними нужно разговаривать на равных.

Вы даете актерам возможность импровизировать? Или стараетесь все заранее проконтролировать?

Я постепенно прихожу к выводу, что артистам нужно давать воздух и некоторую свободу. Для меня важно находиться с артистом в диалоге, важен момент сотворчества.

Есть высказывание Жарко Петану: «В театре режиссер – это Бог, но актеры, увы, атеисты». Что необходимо для установления взаимопонимания между актером и режиссером?
Понимаете, какая штука… для установления этого взаимопонимания необходимо одинаково сильно любить то, что вы делаете.

Бывают моменты, что театру нужен спектакль, а тема не идет. Как в такой ситуации вы поступаете, когда нет вдохновения?
Вячеслав Полунин как-то сказал, что делать нужно только то, от чего внутри «дзынькает». Я с ним согласна. Делать надо только то, что идет, о чем ты хочешь говорить, в противном случае — ничего хорошего не выйдет. В основе всего должны быть гармония и любовь.

Значит, на этот спектакль «дзынькнуло»?
Да!

Беседовала Алена Шубина-Лис, специально для MUSECUBE
Фотографии Натальи Кореновской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.