Толик Смирнов (Atomic Jam Band): «…ты должен сердцем играть, а не головой»

Встреча с Доном Хикарамом и Анатолием Смирновым проходит в уютном спокойном баре «для своих» на втором этаже Филармонии джазовой музыки. Мягкий приглушенный свет, интимная обстановка, черно-белые фотографии на стенах, спокойная усыпляющая музыка. Музыканты отдыхают после очередного успешного концерта и выходов на бис.

«Плохие парни» размышляют о хорошей музыке, питерской блюзовой семье и о том, что значит быть блюзменом.

Как образовалась ваша группа Atomic Jam Band?

Толик: Совершенно случайно. Я работал директором в одном заведении, в котором неожиданно появился Дон Хикарам с группой, нанятой мною на работу. Я был приятно удивлен, что такой музыкант есть в Питере: впечатлило, как он делает блюз. А потом произошла та легендарная история, которую я рассказываю перед концертами.

Британский гитарист-виртуоз Иннес Сайбан спросил, если ли кто-то, кто может спеть пару песен из репертуара Роберта Планта. Я сразу же подумал про Дона. Он справился с задачей. После этого мы решили что-то замутить вместе. Я поставил джем-сешн, в котором нужен был house band. Мы стали притираться друг к другу, я находил для нас концерты. Затем предложил нашу банду Филармонии джазовой музыки, где мы успешно сыграли и произвели фурор, после чего нас уже взяли на постоянной основе. Мы регулярно появляемся на разных сценах. Но отмечу, что в Петербурге почти нет сцен, где можно играть. Про рестораны и бары не говорю.

Дон: Слово «группа» не очень актуально. Это образование на основе той музыке, которую любят все участники.

Толик: Поэтому нам и подошло такое название – Atomic Jam Band. Мы не кривим душой, говоря, что это джем. У нас каждый раз новые люди: когда кто-то не может выступить, он присылает на замену другого музыканта. Но костяк, конечно, остается неизменным.

И музыканты подобраны не просто потому, что они хорошо играют. Здесь есть и человеческие отношения: взаимоуважение, взаимопонимание. Именно по этой причине нам удается создавать музыку спонтанно.

Как у вас появился Миша?

Толик: Миша появился так… Миша – «корешок» Дона. (Смеется) Когда нам потребовался музыкант, Дон сказал, что Миша может сыграть, причем бесплатно! Я согласился. Сначала взяли его бесплатно, потом стали платить за выступления. Постепенно он влился в коллектив, и тема «брать Мишу, или не брать Мишу» отпала. Он есть, был и будет. Миша каждый раз приходит, и ему приходится платить! (Смеются).

Люди, которые смотрят со стороны, говорят, что у нас собрались очень разные и харизматичные персонажи. Когда мы взяли духовую секцию (единственные здесь, кто так сделал, потому что это мало кто может себе позволить), мы приобрели неповторимый статус.

Дон: А у меня это была мечта — сыграть в формате big band.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о музыкантах, которые принимали участие в концерте 23 июня?

Толик: Это все представители джазовой элиты.

Ваня Васильев (труба) является лидером нескольких собственных разноплановых музыкальных проектов и участником многочисленных проектов в качестве сайдмэна. Он известен по многолетнему сотрудничеству с культовой русской рок-группой «ДДТ».

Андрей Блинчевский (саксофон) — яркий представитель джазменов нового поколения. Он является блестящим импровизатором и опытным сайдмэн. Андрей востребован во многочисленных проектах, в том числе в ансамбле известного американского трубача John Marshall.

Представитель музыкальной династии Александр Козлов (тромбон) — исполнитель и аранжировщик во многих музыкальных проектах Петербурга.

Элен Даник — одна из немногих отечественных исполнительниц-саксофонисток, добившихся признания у широкой публики. В её послужном списке легендарный Эннио Морриконе и его оркестр, итальянская соул-дива Эльза Балдини, герой французской блюзовой сцены Фил «Биг Дез’ Фернандез, легенда рок-гитары из Нью-Йорка Ники Базз, американские блюзовые гиганты Ламар ‘Кинг Би’ Чейс и Отис Рахим Хорнсби («Mama’s Bad Boys»), британский блюзмен Уилл Джонс, восходящая звезда итальянской соул-сцены Марко Чинелли.

Дон: Мне было страшно играть, когда я узнал состав! (Смеется)

Толик: (Скептически) Недооценка – это, конечно, лучше, чем переоценка… Я сам такого придерживаюсь. Было бы хуже, если бы Дон сидел с ногами на столе и говорил: «Я – Дон, а вы – никто!» Но нет, он хороший парень! Если бы он был плохим, я бы с ним дел не имел. Интересно, что группа, где я играю, называется Mama’s Bad Boys: bad на блюзовом сленге означает «очень хороший». Поэтому, если ты плохой парень в блюзе, то это значит, что ты очень крутой!

Толик, наши читатели уже знакомы с Доном и Мишей по интервью годами ранее. Расскажи о себе, пожалуйста.

Я учился в музыкальном училище имени Мусоргского как джазмен, играл со многими хорошими музыкантами. В 2000 году эмигрировал в Голландию, где прожил безвылазно много лет. Впервые после эмиграции приехал в Россию хэдлайнером на блюзовый фестиваль, куда была приглашена группа Mama’s Bad Boys. В группе играют трое: два темнокожих американца и я. Мы встретились с ними в Амстердаме и играли там с 2006 года. В Питере мы выступили с успехом, нам организовали тур по России.

Я был женат на голландке, но после развода в конце 2010 года приехал в Петербург. У меня есть голландские документы: я могу жить везде, но сейчас проживаю в России. После возвращения в Петербург я работал арт-директором в одном клубе, где мы и познакомились с Доном.

Еще я преподаю: даю частные уроки игры на барабанах. У меня здесь новая семья. Так и живу в Петербурге.

Дон: А мы с Женей Ламбой приехали отыграть концерт в его клуб.

Концерт 23 июля будет в том же составе, что 23 июня?

Толик: Изменится то, что 9 не будет Миши: он отпущен в отпуск. Его заменит саксофонистка.

Дон: Посмотрим, что из этого выйдет.

Какая будет программа?

У нас есть «костяк» песен, и он больше, чем нужно. Но каждый концерт проходит по-разному. Дело происходит так: мы играем на сцене, на кого покажет пальцем Дон, тот и делает соло. Музыканты не знают заранее об этом. Дон может дать спонтанно понять, что будет дуэль, и это также заранее не обговаривается. Плана никакого нет.

На счет планов. Планируете турне по России составом Atomic?

Толик: Были за время нашего существования (осенью будет 3 года) предложения, которые не реализовались. Люди подходили после концертов к нам, приглашали выступить у них в городах, но когда в переписке вопрос касался денег, то…

Мы выступали на фестивалях несколько раз. Уехать, даже в Москву, пока не получается, потому что не так просто реализовать подобный концерт. Но мы всегда открыты для предложений!

Как себя продвигаете?

Толик: Я обнаглел уже до такой степени за свою карьеру! Живя еще в Голландии, стал сам организовывать концерты. Тогда я понял некоторые нюансы: надо гонорар повыше заряжать, чтобы потом было куда скидывать. Эти переговоры отнимают много времени, которое можно потратить на музыку, но когда осознаешь, что у тебя нет менеджера, то начинаешь заниматься этим сам.

Если найдется такой человек, который займется организацией, мы будем рады. Но пока его нет.

В России не много блюзовых команд?

Толик: Мне не хочется никого обижать, но я не слышал ничего хорошего. Есть люди, которые называют свою музыку блюзом, но она им не является.

Здесь же главное дух! BB King нот не знал. Но он — величайший музыкант.

Назвать из российских музыкантов блюзменов… Могу назвать джазменов: есть ребята, которые имитируют, круто играют. Но среди блюзменов я таких музыкантов не слышал.

Дон: Блюзовая сцена очень обширная. В Питере существует одна большая блюзовая семья. Если кто-то заболел, то придет другой музыкант и встанет на его место. По большому счету здесь нет групп, это понятие условно. Есть сообщество музыкантов, единомышленников, которые играют блюз. И есть много людей, которые хотели бы вступить в это сообщество.

Вы играете на разных площадках. Атмосфера меняется от места к месту?

Дон: Общее только то, что мы стараемся всегда сыграть на максимуме своих возможностей. А атмосфера везде разная.

Толик: В Филармонии мы играем уже второй год. Выступления проходят минимум раз в месяц. И сказать, что был провальный концерт по публике, по приему, нельзя.

На нас почти всегда аншлаг, всегда бис. И это для меня приятная неожиданность в плане филармонического зала. Приятно, когда заполнен весь балкон, когда тебя так принимают. Ты стараешься изо всех сил.

Дон: Мы играли в одном месте (не буду называть имен), где нам платили очень большие деньги. Мы отыграли один раз и отказались от дальнейших выступлений из-за негативной атмосферы, отношения к музыкантам. Не понимаю, почему эти люди нас пригласили. Такие случаи бывают: ты не знаешь, где будешь выступать в следующий раз. Мы стараемся избирательно подходить к местам, нередко отказываемся от выступлений.

Какими качествами должен обладать или обладает изначально блюзмен? Какой это человек?

Дон: Мне кажется, он должен обладать честностью. Даже если он совершил что-то ужасное, то он должен это признать.

Толик: Музыка должна дышать. Это не у всех получается. Эмоций не слышно. И это касается не только блюза, но любого жанра. Способность цеплять музыкой есть далеко не у всех. Это дар, которому невозможно научиться, но его можно развить. Главное здесь – чувство: ты должен сердцем играть, а не головой. Читать ноты можно любого научить.

Дон: Должен быть опыт, который пронизывает твою игру. Если у тебя были печали, радости, то они должны проходить сквозь игру, чтобы сквозило нечто, где музыкальное соприкасается с немузыкальным. По поводу простоты фраз… Здесь нет никакой поэзии. Текстовая эстетика блюза меня привлекала всегда простотой формы: можно глубокие переживания облечь в очень простые слова.

Толик: Грубо говоря, это такой своеобразный музыкальный язык. Мы рассказываем истории. Это фразы, которые могут повторяться. Суть в том, что этот рассказ потом продолжают в определенном настроении музыканты, которые не поют. Все твои грусти, печали, радости — это все должно присутствовать в твоей игре, и она должна быть понятна людям, которые далеки от музыки.

Толик: Наше мастерство заключается в том, чтобы уметь рассказывать истории.

Беседовала Алена Шубина-Лис, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии, предоставленные группой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.