Ласточка Сансары

О чем нам рассказывает новый альбом «Сансары»? О многом! И не прав тот, кто не разобравшись, начал кидать камни в новое творчество вечно молодых ветеранов (вот уж кто по истине вечно молодой без каких то дополнительных уточнений через запятую!) отечественной рок-сцены. О многом, но в первую очередь, конечно же, о взрослении. Раз уж они вечно молодые, то процесс этот точно нельзя назвать прощанием с молодостью. Да и, глядя на лидера «Сансары» Александра Гагарина, в то, что он с нею прощается, не верится ни на каплю.

Сам же Александр признался в одном из интервью, что «Ласточка» стала продолжением предыдущего альбома «Игла», что эти две пластинки единое целое. И «если «Игла» – это про любовь, то «Ласточка» – не то чтобы про ее потерю, а, скорее, про ее осознавание, про потерю тех самых первоначальных эмоций». sansara

Первые песни альбома «Вестерн» и «Найки» рассказывают нам как раз юности. Когда сердце бьется, как гитарный ритм в «Вестерне», когда «готов на любое снятой с любовью кино», когда чувствуешь себя киногероем, когда модные кроссы – недостижимая мечта, при ее наличии дающая шанс понравится самый лучшей девчонке на районе. В «Вестерне» же нам машут рукой и передают пламенный привет из прошлого два крутейших советских рок-хита аквариумовское «Время луны», со своим девизом юношеского максимализма «слышишь меня: у нас есть шанс, в котором нет правил», и наутилосовская «Гуд бай Америка» с ее «мне стали слишком малы твои тертые джинсы». По факту эти две песни-приветы о том же самом: о юности и о прощании с ней.

Третья песня альбома «Нежность» очень напомнила по манере исполнения и по мелодии «Невеселую песню» «Кино». В музыкальной отсылке к «Кино» также просвечивает прощание с подростковой беспечностью, с юностью, обратный привет 80-м, а заодно и прощание с «прекрасными любовям» тех лет: «не бойся, мы вчера потеряли свободу, от песен по ночам поставь мне укол».

Четвертым по счету идет один из главных хитов альбома «Все смотрят на тебя». Понимание песни очень сильно сбивает январский клип «Сансары», который, надо признать, получился 100% на злобу дня. На мой взгляд, эта песня – посвящение дочери фронтмена «Сансары», а может и не только ей, а вообще обобщенно обо всех детях ровесников Александра Гагарина. Ровесники и сам Александр, сохранив юношеский свет в душе, вдруг заметили, что они уже взрослые, а их дети из неуклюжих подростков, превращаются в юношей и девушек влюбленных в друг друга и в мир. Такая прекрасное любование молодостью, которая ушла, продолжается в других.

Зарисовка «О погоде» – еще одна аллюзия, на «Агату Кристи». А почему бы и нет, черт возьми! Екатеринбургские рок-традиции живы! Тем более, что это всего лишь зарисовка.

Шестая песня альбома трехмерная «Стекла одного окна» разбитая на мужской (Александр Гагарина, конечно же) и женский голос (вокалистки группы «Прямо в губы» – Даши Меркушевой) – апогей чувственности альбома. Благодаря дуэту создается ощущение, что мужчина и женщина поют две абсолютно разные песни, не слышат друг друга, как это часто бывает в семьях. И опять же невольно равняешь рефренную фразу припева «мы стекла одного окна: тебе – ветра, мне – занавеска» с фразой «меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед» Виктора Цоя.

Вторая часть альбома, более акустическая, открывается песней, немного перекликающейся ритмом в припеве с «Вестерном», «Взять тебя силой», безумно больной, печальной, нарочито грубой, в которой чувствуется весь трагизм «пушкинского возраста». Александр Гагарин без обиняков предлагает разобраться нам в том, что же сей возраст в себе содержит: длительное прощание с нежными чувствами юности, физиология, временно вылезающая изнутри после жизненных штормов, или утверждение цинизма, не принимающее никаких опровержений. Из возникших музыкальных ассоциаций почему-то в голове подпевает «Сансаре» Вертинский.

Восьмая по счету лаконичная зарисовка «Малые голландцы» немного приоткрывает нам кухню группы, секрет написания песен альбома – акцент на повседневные мелочи, которые могут удивлять, если их обозначить, приглядеться к ним.

Завершают альбом три однозначных хита «Перед парусом ветер чист», «Рандеву» и «Ласточка» – глобальные размышления об одиночестве, о любви, о дружбе, о жизни и смерти.

«Перед парусом ветер чист» – удивительно жизнеутверждающая песня, в которой герой смотрит уже абсолютно взрослыми глазами на жизнь. В юности («Вестерне», «Найках») кино прекрасней жизни, после юности – жизнь прекрасней, неожиданней всякого кино:

Только где ты теперь, мой друг?
В каких водах искать скажи?
Смерть не бывает вдруг!
Вдруг – это только жизнь!

Перед парусом ветер чист.
После слов в голове пара нот.
Я смотрю на огни в ночи,
Так бывает только в кино!

Данная композиция упрямо, опять же безо всяких причин, отсылает меня к адажио «The Doors» «The severed garden» и к Сержу Генсбуру.

Предпоследняя песня альбома танцевальное «Рандеву», как ни странно, продолжает морскую тематику, заявленную в предыдущей песне. Рандеву ведь это не только любовное свидание, но и морской термин, обозначающий место, назначенное для встречи судов в море. Здесь же всплывает и тема перерождений, вполне естественная для группы с таким вечным названием:

Все грустят, даже те, у кого море под боком.
В новостях хранят ложь как зеницу ока.
Нам простят все, что спели мы раньше срока.
Ночь спустя мы увидим друг друга из окон.

Все хотят быть задачей с одним неизвестным.
Дни летят, в этом доме становится тесно.
Все – пустяк, пока мне с тобой интересно.
Жизнь спустя мы поем с тобой те же песни!

В одной из строчек этой песни («нам простят все, что спели мы раньше срока…») Александр Гагарин, может быть, сам для себя не поняв этого, выразил одну очень важную мысль – предчувствие того, что альбом «Ласточка» своим рождением предвосхищает возвращение в исполнении музыки многих российских рок-групп звука 80-90-х годов (да и сами 90-е возможно снова на пороге). И в этом кроется ни в коем случае не отсутствие музыкальных идей, а берущий старт, может быть именно с «Ласточки», мэйнстрим, тренд.

Заглавная песня альбома «Ласточка», завершающая его, в каких-либо комментариях не нуждается. Она была прекрасна и осенью в акустике. Единственное, что хочется отдельно отметить – завораживающую своей атмосферой партию духовых в ней:

Все хотят знать, что нас завтра ждет –
Успокоятся волны или вновь грянет буря?
Спросите у ласточки, пока ласточка пьет,
Узнайте, пока ласточка курит!

Как не вспомнить здесь Осипа Мандельштама с его:

Научи меня, ласточка хилая,
Разучившаяся летать,
Как мне с этой воздушной могилою
Без руля и крыла совладать.

Проблема альбома заключается в том, что в него не сразу въезжаешь, поскольку ожидаешь чего-то на подобии предыдущей «Иглы», въехав же, очаровываешься им навсегда. Мои попытки в каждой песни найти какие-то ассоциации направлены не на то, чтобы уличить авторов альбома в повторении, но лишь для объяснения (в том числе и себе самому) одной простой вещи: чтобы попрощаться с юностью, сделать шаг вперед нужно подытожить весь накопленный багаж, вспомнить все, что знаешь о жизни, сделать выводы. Для музыканта, конечно же, невозможно, переходя в новый возраст, не подытожить все свои пристрастия и симпатии в области музыки. Поэтому, нет ничего страшного в том, что каждый и нас в песнях «Ласточки» находит аллюзии. Летописцы в древности умышленно включали в свои сочинения мощнейшие цитаты из Ветхого Завета, и это не считалось плагиатом, наоборот, показателем образованности того или иного ученого мужа. История с «Сансарой» о том же, и вся полившаяся на альбом критика неуместна. Александр Гагарин – меломан с тончайшим вкусом и если уж он делает намек на что-то или в лобовую бьет какой-то музыкальной фразой, то делает это специально, для тех, кто в «теме».

Павел Быков, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.