Jazz Birds — уникальный и принципиальный конкурс

от автора

в

7 октября в Ярославле прошёл вокальный конкурс джазовых исполнителей Jazz Birds. Его учредителем, организатором и идейным вдохновителем стала Людмила Сваровская, великолепная джазовая певица, педагог и продюсер. Musecube получил детальный рассказ о конкурсе из-под пера самой Людмилы.

Уникальный конкурс

Несмотря на то, что наш конкурс не столь масштабен, как Усадьба.Jazz Марии Сёмушкиной, Gnesin Jazz Voice Анатолия Кролла, Music Parking/Emporio Music Fest Байгали Серкебаева и Анжелики Алфёровой-Арутюнян, и проводится в провинциальной столице Золотого кольца, он довольно принципиален. Всё-таки, Music Parking/Emporio Music Fest и Усадьба.Jazz – это полистилистичные конкурсы с более широкой жанровой палитрой. Gnesin Jazz Voice и Jazz Birds – конкурсы чисто джазовые и более консервативные.

Мы стараемся сохранять традиции мэйнстрима, где ценится качественное исполнение джазовых стандартов, но при этом приветствуем и современные формы джаза, если они по-настоящему соответствуют требованиям жанра. Это не дело вкуса, а дело принципа. Мы стараемся не допускать каких-либо противоречий и неверных трактовок основного положения конкурса. Культура свинга, безусловно, в приоритете, но это вовсе не означает, что хорошо исполненная латиноамериканская программа не может быть оценена по достоинству.

Интерактивное общение судейской коллегии и конкурсантов – это тоже уникальность своего рода. Каждого участника члены жюри оценивают непосредственно после выступления, комментируя достоинства исполнителя и его ошибки. В ходе конкурсного сета для каждого конкурсанта жюри проводит открытый мастер-класс. Это позволяет участникам и зрителям судить о прозрачности и объективности профессиональных оценок. Мы работаем без скрытой интриги.

И музыканты, и вокалисты легко считывают эмоции судей, а публика в зале является свидетелем свободного и бескомпромиссного формата обсуждения. Мы можем задавать самые разные провокационные вопросы, которые и определяют ментальную профпригодность исполнителя, его теоретические знания, понимание истории джаза. Дополнительные вопросы выявляют причину выбора репертуара и раскрывают определенные человеческие качества.

Оргкомитет фестиваля заботливо предоставляет участникам аккредитованный аккомпанирующий профессиональный джазовый квартет. Такой подход, как правило, не популярен у организаторов: он требует больших денежных затрат, и поэтому в подобных финансовых рамках этого не делает практически никто у нас в стране. Оплата джазового квартета включена в себестоимость взноса. Сумма взноса, (в детской категории – три тысячи рублей, а во взрослой – пять тысяч) мягко говоря, невысока, учитывая уровень музыкантов, уровень площадки конкурса и уровень судейской коллегии. В этом наша главная уникальность. В конкурсе Jazz Birds могут участвовать вокалисты с самыми скромными финансовыми возможностями, но оценивать их будут по самой высокой профессиональной планке.

Жюри

Прошло всего два конкурса Jazz Birds, даст бог, конкурс станет постоянным. Состав членов жюри меняется каждый год. Неизменной константой остаётся только учредитель и главный представитель оргкомитета конкурса: в данном случае – ваша покорная слуга. Второй сезон отмечен межконтинентальным составом судейской коллегии: два гостя с американской стороны – Вуйо Соташе и Яков Мэйман, и два российских представителя: я и Анна Бутурлина. Яков Мэйман – нью-йоркский саксофонист и композитор, но ко всему прочему ещё и арт-директор довольно весомого в мире джаза конкурса-фестиваля Made In New York. Господин Мэйман вручил свой главный приз обладательнице Гран-При Анастасии Лютовой – сертификат на бесплатное участие в международном соревновании в Нью-Йорке, которое проходит под патронажем таких звезд как Рэнди Брэккер, Джо Лавано и Майк Штерн. Участие в подобном вернисаже также требует финансовых вложений от заявителя, и, ко всему прочему, проходит в рамках строгого on-line конкурсного отбора, но у нашей Анастасии счастливый билет уже в кармане: видеоклипы с её композициями гарантированно увидят миллионы любителей джаза в самых разных странах. Это замечательная возможность заявить о себе!

Представителем профессионального сообщества носителей джазовой культуры в этом году был невероятно талантливый и образованный вокалист Vuyo Sotashe – восходящая звезда нью-йоркской джазовой сцены родом из ЮАР, единственный финалист мужского пола среди плеяды ярких женщин-вокалисток – лауреатов самого престижного международного конкурса им.Телониуса Монка (Thelonious Monk Jazz Competition), который, кстати, закрылся в прошлом году из-за дефицита финансирования. Не только в России, но и в Америке организаторы крупных образовательных культурных проектов испытывают серьезные трудности в ходе реализации и воплощения подобных идей. Увы…

Людмила Сваровская
Хронометраж

Два дня наши конкурсанты репетировали с бэндом, два дня участвовали в конкурсных сетах, а заключительный, пятый день мы посвятили Гала-концерту с участием членов жюри и приглашённых звёзд фестиваля. Конкурсные отборы проходили от полудня до полуночи. Мы отслушали порядка пятидесяти конкурсантов, и каждый из них исполнял по два разнохарактерных произведения.

Конкурсный бэнд

Это квартет профессиональных российских джазовых музыкантов: Евгений Мельников – пианист, который традиционно приезжает к нам из Череповца, а из Москвы: Игорь Иванушкин – контрабас, Вартан Бабаян – барабаны, Александр Горох – гитара. Конкурсанты Детской музыкальной школы им.И.О.Дунаевского выступали в сопровождении Андрея Марухина, лауреата третьей премии 2017 года известнейшего фестиваля в Монтрё. Наталья Дмитришина пригласила в аккомпанирующий состав ярославского саксофониста Алексея Терентьева, а Алина Филиппова, например, часть программы исполняла под собственный аккомпанемент.

География конкурсантов

В этом году она сильно расширилась. К нам присоединились Тюмень, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Рыбинск, близлежащие города Золотого кольца, а также Москва и ближнее Подмосковье.

Информационная политика

Информирование о конкурсе происходило, в основном, через социальные сети или адресно. Широкой рекламной компанией мы пока не занимаемся. Тем не менее, нас невероятно порадовал приезд участников прошлого года. Уже активно срабатывает и сарафанное радио, и профессиональные рекомендации моих коллег и членов жюри первого сезона – Алины Ростоцкой, Мариам Мерабовой, Сергея Манукяна, а также – всевозможные интервью и пресс-релизы, которые сегодня можно прочитать на просторах интернета. В этом году мы провели ребрендинг официального сайта фестиваля. Он стал более современным, мобильным, информационным, насыщенным, ярким. Сайт содержит всю профильную информацию – от основного положения до фотогалереи.

Испуг конкурсантов

Многие потенциальные участники боялись публичного обсуждения членами жюри и отказывались от участия в конкурсе. Испуганные лица и трясущиеся руки были заметны невооружённым глазом у подавляющего большинства конкурсантов. Трясло практически всех, даже самых титулованных и опытных вокалистов, несмотря на очень теплую, почти камерную атмосферу конкурсных прослушиваний.

В списках участников были и довольно серьезные взрослые артисты, которые до нас не доехали, и часть из них транслировала главную причину неявки – боязнь психологического срыва. Некоторые конкурсанты и их педагоги высказывали опасения по поводу открытого формата обсуждений. Главный демотиватор – услышать замечания в свой адрес от профессиональных членов жюри, да ещё и при зрителях. А кто-то, наоборот, ехал именно за этим.

Конкурсанты

С очень интересным материалом приехали конкурсанты из Челябинска и Ростова-на-Дону. Ученицы Натальи Дмитришиной демонстрировали соло на мелодике – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но самим ярким выступлением жюри признало выход Алины Филипповой, которая получила звание Дипломанта I степени. Эта молодая исполнительница поразила нас своей невероятной артистичностью, эмоциональной подачей, сопереживанием, сопричастием. Несмотря на то, что в данном исполнении вокальная техника свинга и импровизации отходили на второй план, все члены жюри напрочь забыли об этом, поскольку в голосе Алины главным действующим лицом была Музыка, и мы смотрели на сцену, словно завороженные. В этом и есть магия артиста.

Внушительное количество талантов продемонстрировала Детская музыкальная школа им.И.О.Дунаевского. Виктория Антонян – девочка с невероятно красивым взрослым тембром, Лауреат I степени – стала безусловной фавориткой детской категории. Великолепное трио Doo Band порадовало профессионализмом в жанре a’cappella: деликатный чистейший саунд с соблюдением всех моментов голосоведения и интонации – заслуга как самих юных исполнителей, так и их прекрасного педагога Анастасии Балевой. Трио также получило сертификат на участие в конкурсе Made in New York от продюсера Якова Мэймана.

Елизавета Кабоева из Ростова очаровала нас невероятно яркой харизматичной подачей сложнейшего материала и прекрасно выстроенными хорусными вокальными импровизациями – тот редкий случай, когда признанный профессионал (ни много ни мало – старший преподаватель эстрадно-джазового отделения Ростовской Консерватории) не боится конструктивной критики, идёт на конкурс, словно на экзамен для того, чтобы лишний раз проверить свои профессиональные пристрастия, навыки и наработки. Откровенно говоря, спустя две недели после конкурса, я с огромным удивлением прочитала статью о педагогическом статусе Елизаветы и просто ахнула! В моих глазах её участие – не просто смелость, а настоящий Поступок!

Среди негативных моментов могу выделить одну общую тенденцию вокального исполнительства в современном мире – неумение вовремя отказаться от чужих идей в музыке, слепое копирование манеры, особенностей лексического языка и музыкальных оборотов признанных кумиров. В конкурсе этого сезона мы прослушали множество импровизаций а-ля Алина Ростоцкая. Сама Алина здесь ни при чем, сегодня она – один из кумиров молодежи, своего рода камертон современной российской вокальной джазовой сцены, но уникальность Алины надо оставить ей самой, любое точное сканирование – это всего лишь копия. Оригинал всегда будет лучше. Поэтому хочется посоветовать всем юным исполнителям искать подобную уникальность в себе. А для этого надо больше слушать и анализировать творчество представителей классической вокальной школы – там вы найдете истинный клад, несметные «залежи сокровищ».

Мнение о конкурсантах Vuyo Sotashe

Вуйо был обрадован и удивлен уровнем наших отечественных вокалистов и невероятно тронут таким отношением к репертуару, потому что практически все участники, за малым исключением, строили конкурсную программу на основе джазовых стандартов. Некоторые вокалисты пытались заменить джазовые композиции соул-произведениями и злоупотребляли форсированными мелизматическими конструкциями, которые обнажали грубый голосовой подход к исполнительству, столь популярный нынче в нашей стране. Многим не хватило тонкости в проработке материала, ментальной сути, истинного понимания термина «джазовый вокал». Именно на эти ошибки и Вуйо Соташе, и другие члены жюри пытались указать конкурсантам в ходе программных прослушиваний.

Заглавная композиция конкурса

Количество джазовых стандартов уже давно превысило отметку в двести, но иногда спекуляция одной полюбившейся темой вызывает усмешку. Сезон Jazz Birds 2017 был отмечен преференцией произведения No More Blues Антонио Карлоса Жобима, который за два дня мы прослушали, наверное, раз шесть. Это была заглавная композиция конкурса, члены жюри всякий раз отшучивались по этому поводу. Но на самом деле, все исполнители нашего конкурса постарались дать индивидуальное прочтение известной песне. И это ценно.

Я довольно давно преподаю джазовый вокал. Казалось бы, любой стандарт, будь то Summertime или Girl From Ipanema в ежедневной практике может набить оскомину, но если ты каждый раз способен привнести в свое исполнении что-то новое, песня никак не может надоесть. Этим и отличается джаз от всех других видов музыкального искусства.

Возрастной состав участников

Участники приехали самые разновозрастные, от семи и до сорока восьми лет в категориях Kiddy, Teeny, Youngsters, Grown-Ups, Adults.

Анна Бутурлина – член жюри и звезда Гала-концерта

Я вижу её уникальность в том, что эта певица невероятно последовательно и профессионально следует джазовым традициям, она является истинным носителем вокальной культуры. Анна далека от стилистических компромиссов, она строго придерживается чётко выработанного практикой мнения о манере и способах вокализации, и этот подход заслуживает уважения. Совмещая дифференцированные вокальные жанры в своем творчестве, Анна всегда старается удержать высокий градус вокальной культуры. И мне это невероятно импонирует.

Мы не были знакомы ранее. В ходе нашего общения Анна открылась как человек лёгкий, доступный, без признаков звездной болезни, адекватный и доброжелательный, переживающий за конкурсантов. Бутурлина является самой ангажируемой солисткой российских джазовых оркестров и фестивалей. Это и есть главный показатель карьерного роста. Показатель профессионального признания.

Кто на следующий год из успешных джазовых певиц?

В третий сезон Jazz Birds мы планируем пригласить в жюри известных европейских джазовых вокалистов. Данный сегмент пока не очень активно представлен в нашей стране, и мне хотелось бы творческой интеграции именно в этом направлении. Сейчас мы активно ведем переговоры с потенциальными участниками судейской коллегии. Но их имена пока держатся в строгом секрете.

Eilenkrig Crew – звёзды Гала-концерта

Вадим Эйленкриг был приглашен на наш вокальный конкурс как успешный музыкант и Артист. Если говорить о динамике Гала-концерта, то именно Eilenkrig Crew невероятно раскачали зал в ходе продолжительного шоу, и, как следствие – имели ошеломительный успех, хотя наши зрители изначально приходили на вокальный джазовый концерт. Да и с точки зрения сценарной режиссуры, инструментальная музыка позволяет слушателю отдохнуть от вокальных номеров и насладиться игрой музыкантов в полной мере. Подобный тандем всегда смотрится выигрышно.

Большой Джазовый Оркестр (БДО) Петра Востокова – звёзды Гала-концерта

Большой Джазовый Оркестр – это содружество самых разных форм исполнительства. Уникальный, уже забытый формат, искусно и с любовью возрождаемый Петром Востоковым. В нашем проекте БДО совмещал в себе несколько функций: помимо того, что каждый член жюри исполнил сольную песню в сопровождении биг-бэнда, публике были представлены самые яркие номера из огромного репертуара оркестра. Среди них были и шуточные синглы, и танцевальные зарисовки, и форматы в соло, дуэте, трио – самое разнообразное стилистическое и гендерное наполнение. БДО стал главным украшением Гала-концерта Jazz Birds, его стержнем. Мы невероятно признательны и Петру, и всей его команде за столь яркое, красочное и профессиональное выступление.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.