«Акустика мозга выстроит саунд

Бурая кровь течет в андеграунд.

Ноты стаей скрипом на ушы

Слушайте трэш, мертвые души!»

Всеволод Ходосевич, группа «Фронт»

Thrash-metal хоронят уже давно. Началось это ещё в конце 80-х, когда попёр из всех могильных щелей брутальный death, grindcore и прочие примитивщики, да не в обиду будет им сказано. Ну а когда в 90-ых всех смёл grunge и ребята с замашками то ли панков, то ли коммерческих альтернативщиков забрали всю молодую публику себе, встал вопрос — а кто выживет ? И выживет ли стиль вообще. Это не касалось «Большой Четвёрки», но даже такие монстры как Testament, Exodus и Overkill оказались в самом «андеграундном» месте. Удивительно, что они не кинулись в глупые эксперименты и играли свой «стариковский» трэш под многие насмешки поклонников модных ню-метал-хард-кор групп. Минуло пару десятков лет. Много новых героев сгинуло и их трупы уже даже не воняют… А вот дальше самое интересное!

Год 2017-ый — Overkill спустя 2 года привозит в Питер новый (19-ый по счёту!) альбом «The Grinding Wheel». И первое, несомненно самое знаковое, что остаётся после первого прослушивания, это банальный прямолинейный рефрен «Never gonna stop!» с самого цепляющего хита — «Goddamn Trouble». Хотя Overkill никогда и не думал останавливаться. Лучший трэшевый альбом 2010-го года «IronBound» по признанию всех критиков перепрыгнуть даже с палкой-выручалкой в виде гениального сочинителя D.D. Verni не поможет и Исинбаева. И эта ещё одна причина живучести стиля — музыканты группы никогда не теряли интерес к своему делу. На новом альбоме альбоме тоже хватает помимо «трабла» хитов, причём опять с уклоном в эдакий heavy-thrash-and-roll. Только не подумайте, что они решили тупо эксплуатировать успех «Bring Me The Night», но в песне «Come Heavy» столько старья в самом лучшем виде припрятано, что это уже и не Overkill, а какой-то трэшевый блюз. «Red White and Blue» возможно навеяна самой честной тоской по старым панковским временам группы и настолько пробирает свое скоростной искренностью, что дальше альбом до кавера Thin Lizzy слушать просто скучно. Ожидание нового эпичного «Horrorscope» полная глупость, а вот живой современный трэш, может и без прорывов в вечность — это для Overkill нормально. Альбом интересный и слушать нужно, и как всегда прав Бобби — там очень много мелодичной музыки. Удивляет? А вы послушайте любой новомодный экстремальный опус. Куплетцы вроде речитатива плюс припев на мелодию, сочинённую во втором классе глухонемой девочкой. В «отрывашке» альбома «Mean, Green, Killing Machine» рифов и задорных припевов хватит на полтора десятка альбомов групп, стилистику которых определять не научились даже редакторы Rolling Stones.

Учитывая высоченный статус группы и будний день концерта, получилось как на футболе — вроде и пропустить такой матч нельзя, но и эмоции стоит держать в узде. Стены старого Советского ДК в очередной раз готовы были дать бой. Старые не совсем добрые трэшеры Питера, слегка отдающие нафталином, включая автора, тоже были на своих местах. И вот что интересно — публика на концертах классического, или как сейчас принято говорить old school, трэша кардинально делится на старую и совершенно молодую. Про первых всё ясно: они подростками ещё в 80-ых умудрились сквозь железные занавесы услышать самую железную музыку. Но откуда взялись вторые? Чем, пускай прямолинейный и бесстрашный, некоммерческий стиль смог привлечь столько подростков? Совершенно непонятно почему молоденьких девочек вдохновляют рваные скоростные риффы, а не индустриальный молот очередного немца или скулёж гламурного гота. Надо признать факт — главный толчок к новой волне классического трэша дала именно молодёжь 2000-ых, разочаровавшаяся в той контр-культуре, которой её пичкали коммерческие масс-медиа. А Overkill то всегда в андеграунде.

Полотнище за сценой с шестерёнками ну точно с Кировского Завода и знаменитой летучей мышью Чарли просто подсветили и понеслось… Уже упомянутая выше «открывашка» с последнего альбома и опять вторым номером «Rotten to the Core», из которой на этот раз умудрились сделать эдакую маленькую трэш-оперу, растянув минут на восемь. Это было очень необычно и импровизация, пусть и наигранная заранее, всех чрезвычайно завела. Что такое скорость по-оверкилльски, музыканты показали залу выпустив «Гремучую Змею». Зал моментально ответил стэйдж-дайвингом и скромным сёркл-питом. До чего же милая в Питере публика — одни остервенело лезут на сцену, а другие дружно подпевают. На «Thanx for Nothin’» удалось не слаженным, но дружным рёвом перекрикнуть даже порталы. На передовой закидывали сцену очередными «жертвенными телами», кои моментально оживали и поносившись со счастливыми лицами между равнодушных к этому действию музыкантов, упорно спихивались габаритной охраной обратно в зал. Вроде всё как обычно, но надо отметить как питерский клубный коллектив стал вести себя более профессионально и на пол давно никого не ронял, а таскает до последнего и швыряют фанов на сцену лихо, с запасом и даже ногами вперёд. Прищурившись, как ни странно, на хороший свет, и поморщившись от кашкообразного звука, что тоже не свойственно этой площадке, можно уделить внимание главным «актёрам».

Бобби «Blitz» просто ужасен! Возможно вы не то подумали — ему банально не идут усы (возможно женская половина думает по-другому). До сих пор непонятно как весь концерт ему удавалось змеёй исчезать посреди песни, потом выскакивать бешеным чёртом из-за кулис и опять хватать весь зал на себя. В отличной спортивной форме, эмоции так и хлещут, жестикуляция эффектней любого артиста в моноспектакле. Особенно ярко это было на «монологе» под «Goddamn Trouble». И это редкий (но не с Overkill) случай, когда новые песни с последнего альбома так здорово и сходу принимаются фанами.

Самым популярным музыкантом для просмотра в этот вечер как обычно ожидался великолепный несгибаемый D.D. Verni. Очень многие пытались в самом жаре угарной печи наблюдать за этим удивительным музыкантом. На первый взгляд он так себе, ничего особенного. Но есть ощущение будто он не играет на своём знаменитом остроухом басе, а будто нападает на него. Агрессивная такая игра. Только на «Ironbound» стало всё очевидно — уж больно сложная структура композиции. Он играет на предельной концентрации и внимании, поскольку весь мотор ритмики завязан именно на нём. Припевки тоже забывать от него не стоит, хотя с таким звуком он зря старался — хоровой припев от Overkill видимо был слышен только на сцене. D.D. Verni, безо всяких сомнений, пока самый умный и быстрый бас на трэшевой сцене.

Восхищение испытываешь от игры музыкантов, когда они играют не только правильно и старательно, но с и особым удовольствием. Как ни странно звучит — именно для себя. В этом весь Overkill, тем не менее самым радостным человеком в этот вечер был Derek «The Skull» Tailer, гитарист, с которым группа записала все альбомы в 2000-ых. Он не просто пилил гитару, а поливал с лучезарной улыбкой всё пространство перед собой, жмурился от удовольствия и хохотал. К песне «Shine On» он явно неравнодушен, одной из самых злых в сегодняшнем концерте, хотя с другой стороны человек с абсолютной харизмой гитариста 70-ых годов.

Бесспорно хэви-металлический хит 80-ых «In Union We Stand» был, если можно так сказать, самым подпеваемым и зал скандировал припев под дирижёром Блитцем минут пять. И всё-таки «Horrorscope» вполне ожидаемо взял своё. Только лишь Верни вытащил утробный отрывистый узнаваемый всеми басовый аккорд, как к сцене полетели со всех углов бара, курилки, туалетов и прочих углов все те, кто пришёл на Overkill и не хочет пропустить главное «блюдо». Все скушали с огромным удовольствием, а дальше просили добавки. На «Elimination» вдруг некоторые внимательные слушатели вспомнили про нового ударника группы Jason “Sticks” Bittner’а. Все дружно вынесли вердикт — хорош! Ещё бы…

Вспоминая панковское начало Overkill’а всегда логично и весело имеет место кавер на канадских легенд панка Subhumans, но десятки лет завершать такие грандиозные или вполне одиозные концерты одной и той же песенкой такой группе чересчур простовато и не весело. Overkill в чемодане держит столько пыльных шедевров, что вытащить их на публику просто необходимо. Одним словом, предсказуемая концовка концерта смазала самый мощный эффект от аутентичной по рок-н-ролльному игры музыкантов, игры очень профессиональной и качественной. При огромном количестве групп, приезжающих в наш город, единицы играют так, как Overkill. Тем более не хочется их воспринимать как мясо с порошком при таком звуке. Всё равно и группе и Петербургу концерт понравился. А как может не нравится настоящее искусство, пускай завёрнутое в такие железные формы?

Александр Романенко, специально для MUSECUBE.org
Фотоотчет Евгения Кашпирева смотреть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.