Заслуженная артистка России Ольга Кормухина начала судебное разбирательство, поводом для которого стала аранжировка песни «Кукушка».
Кавер-версия была записана певицей в 2011 году. В 2015 году в качестве саундтрека к фильму «Битва за Севастополь» вышла кавер-версия той же песни Виктора Цоя, но уже в исполнении Полины Гагариной. Автором аранжировки этого трека указан Константин Меладзе, однако «новая» аранжировка, является практически копией той, что сделал композитор и продюсер Алексей Белов для Ольги Кормухиной. Певица обратилась в Тверской суд города Москвы с иском к Полине Гагариной с требованием о прекращении нарушения авторского права. Однако корреспонденцию из суда Полина не получает.
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
В 2011 году продюсеры канала «Россия» предложили Ольге Кормухиной сделать для большого проекта, посвященного 50-летию Виктора Цоя, новую версию песни «Кукушка».
«Я понимала, что на меня обрушится критика многих поклонников Цоя и они обязательно будут говорить: «Не трогайте святое», — вспоминает певица. — Для меня Цой — это тоже святое, поэтому я некоторое время думала. Но, в итоге, творческое начало взяло верх. Мы с Алексеем Беловым долго искали варианты того, как можно записать эту песню. Понимали, что ее уже перепевали до нас и поэтому нужно все сделать совершенно по-другому. К тому же, «Кукушку» я видела по-своему. Если у Цоя в ней есть определенная обреченность, то я ее воспринимала как песню бойца, который и один в поле воин».
Новая версия знакового хита получилась очень роковой и учитывала всю мощь уникального вокала Ольги Кормухиной. И песня пошла «на ура» как среди многих поклонников группы «Кино» так и среди тех, кто никогда ими не были. Она звучала на радио, вошла в альбом Ольги Кормухиной «Падаю в небо» (2012), исполнялась на концертах, в том числе стала частью сольной программы певицы в МХТ им. Горького, которая была презентована 26 апреля 2012 года и позже показана в эфире канала «Культура». Также есть множество телесъемок разных каналов, датированных 2011 годом.
Певица решила и все официальные вопросы. В 2011 году Алексей Белов и Ольга Кормухина оформили лицензионный договор на переработку песни с музыкальным лейблом Lavina Records, (подразделение компании Moroz Records), который на тот момент обладал правами на творческое наследие Виктора Цоя. Договор подписан, все расходы на оформление лицензии Ольга Кормухина взяла на себя.
В 2015 году в прокат вышел художественный фильм «Битва за Севастополь», огромная рекламная кампания картины была построена не только на кинокадрах, но и на кавер-версии той же песни Виктора Цоя «Кукушка», но уже в исполнении Полины Гагариной. Для Ольги Кормухиной это исполнение «Кукушки» стало большим сюрпризом. Но удивляло не то, что легендарную песню снова перепели, а то, что аранжировка Константина Меладзе в точности повторяла ту, которую придумал Алексей Белов для версии Ольги Кормухиной.
«Они содрали всю вокальную фактуру, темп, и даже придуманный Алексеем Беловым инструментальный фрагмент, которого нет в оригинале у «Кино», — говорит Ольга. —Я долго находилась в каком-то ступоре, потому что для меня все это было просто дико. Какой-то страшный сон. В моем мире быть такого просто не может. Я, как уважающая себя вокалистка, не могу себе позволить перепеть чужое произведение копейка в копейку. Обязательно найду другой подход, другие интонации, это просто дело чести».
Тем не менее, повлиять на сложившуюся ситуацию Ольга Кормухина и ее команда тогда не могли. Певица обращалась за консультацией в РАО, где ей пояснили, что права на аранжировки кавер-версий не подлежат регистрации. Именно поэтому столь очевидный факт воровства не смог получить правовую оценку на протяжении нескольких лет.
НОВЫЙ ПОВОРОТ
В российском авторском праве и сегодня отсутствует ясность в отношении защиты прав на аранжировки. Однако в апреле 2019 года Верховный суд разъяснил, как следует разрешать подобные споры. Возникшее в судебной системе понимание по разрешению таких споров позволило Ольге Кормухиной и Алексею Белову продолжить борьбу за справедливость.
В мае 2019 года Ольга и Алексей обратились за профессиональным заключением к авторитетному музыкальному критику, эксперту Департамента культуры Москвы Михаилу Сегельману. Эксперту были представлены две кавер-версии «Кукушки»: в исполнении Кормухиной и Гагариной. И вот официальный вердикт Михаила Сегельмана:
«Созданное музыкальное произведение «Кукушка» в исполнении О.Б. Кормухиной ЯВЛЯЕТСЯ самостоятельным произведением.
Музыкальное произведение «Кукушка» в исполнении П.С.Гагариной НЕ ЯВЛЯЕТСЯ переработкой того же музыкального произведения, созданного и исполненного О.Кормухиной и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ самостоятельным музыкальным произведением».
Интересы певицы в суде представляет юрист, известная судебными прецедентами, фигурировавшими в СМИ, советник заместителя председателя Государственной Думы РФ Валерия Рытвина. «Сейчас дело находится на рассмотрении в Тверском районном суде. На данной стадии судья выясняет обстоятельства дела. Следующее заседание будет в ноябре. Пока другая сторона не представила свою правовую позицию, мы не можем предположить, на сколько ещё заседаний затянется дело. В суде мы заявили нематериальное требование о прекращении нарушения авторского права, так как ремейк, изготовленный в отличной от оригинала аранжировке, является полноценным объектом авторского права. Материальную компенсацию на данный момент мы не заявляем».
На своей пресс-конференции Ольга Кормухина хочет еще раз прояснить для прессы все детали этой истории и предложить журналистам самим убедиться в том, как воруют чужие идеи.
«Я просто должна это сделать, потому что нельзя терпеть воровство, — уверена певица. — Наш иск — не финансовый, это вопрос принципа. В суд я иду безо всякого зла, просто хочу дать этим людям шанс хотя бы частично восстановить свою совесть, дать шанс поступить правильно. А в этой ситуации правильнее всего будет сказать: «Простите, мы на самом деле украли».
Добавить комментарий