Импрессионизм – красивый и светлый стиль, выражение светлой эпохи середины 19-го века. Свежесть, жизнелюбие и оптимизм в этом стиле поражают, особенно в сравнении с пугающим искусством авангарда. Однако все самые радикальные творческие эксперименты начинались именно с импрессионизма.
Как зародился импрессионизм?
Середина девятнадцатого века. Прогресс в науке и обществе всё ощутимее. В ходе демократических революций искусство королей и их дворцов уходит в прошлое вместе с самими королями. Но парадокс в том, что искусство по — прежнему остаётся консервативным и устаревшим. Сохраняются классицизм и готика, которые уже не отвечают требованиям времени. В попытках создать что – то новое, архитекторы безвкусно соединяют исторические стили. В искусстве царит хаос. Некоторые художники задаются вопросом: «Если мы по – новому живём, почему мы по — старому рисуем?»
Подобные идеи заинтересовали группу молодых художников, и это заставило их впервые бросить вызов академической живописи. Они изменили на своих полотнах незначительную деталь. Художники всего лишь отказались от тщательной проработки формы, заменив её широкими рельефными мазками. Однако это дало им колоссальные выразительные возможности. Картина превратилась в выражение свежего и прозрачного впечатления от яркого момента жизни. Однако в Академии новую манеру восприняли как опаснейший бунт. О художниках говорили, что они выставили недоработанные наброски, так как официальный метод живописи того времени предполагал максимальную гладкость поверхности предметов, одежды и тела персонажей на картине. Художников объявили «безнравственными», хотя сегодня уже не так легко понять причину подобных обвинений. Многие импрессионисты долгие годы не получали признания. Многих не поддерживали даже в собственных семьях.
Черты импрессионизма
Название «импрессионисты» группа получила в честь картины Эдуарда Мане «Впечатление, восходящее солнце» («впечатление» по-французски «Impression»). Это название прекрасно характеризует методы данного направления в искусстве. Именно мимолётное, неуловимое впечатление становится главным на полотнах художников. События и пейзажи, породившие это впечатление, могли быть самыми различными. Художники вдохновлялись природой (морем, прибрежными скалами, полями), путешествиями на лодках, огнями ночного города. Часто темой была светская жизнь, отдых в кафе. Художник Эдгар Дега практически всю жизнь изображал на своих полотнах балерин. Существуют также архитектурные зарисовки, выполненные этими художниками.
Важнейшей деталью всех картин импрессионистов является освещение. Художники тщательно изучали свет. Для этого они делали многочисленные зарисовки одного и того же пейзажа в разное время суток и в разную погоду. В этом приёме уже можно увидеть черты будущего модернистского отношения к формальным качествам картины. Форма стала важна, живописцы заинтересовались ею, хотя и не отказались ещё от изображения реальности. Картины импрессионистов искрятся ярким живым светом. На их полотнах светлые фоны впервые вытеснили тёмные тона классических картин, популярные ещё со времён Средневековья. Цвета новых произведений искусства также стали более яркими и жизнерадостными.
Интерес к свету породил одно из важнейших открытий в мировой живописи – использование дополнительных цветов в тенях. С древнейших времён тени воспринимались и изображались на картинах абсолютно чёрными. Импрессионисты наблюдали за светом фонарей в зимнюю ночь и светом от светящихся вывесок и сделали вывод, что тень окрашена в цвет, противоположный цвету светлого участка в цветовом круге. Это открытие поразило современников, и сегодня обучение молодых художников начинается с объяснения этого факта. Получить образование в сфере культуры можно здесь https://culture.sredaobuchenia.ru/.
Импрессионизм в России
Существование русского импрессионизма оспаривают многие учёные. Однако через увлечение импрессионизмом прошли многие великие живописцы Российской Империи и СССР. Это были Левитан, Бакшеев, Герасимов, Пименов, Бялыницкий – Бируля, Станислав Жуковский и Грабарь. Несмотря на политическую нейтральность, в СССР импрессионизм был запрещён, но всегда были великие художники, которые продолжали писать в этом стиле, несмотря на все обвинения. Это происходило даже спустя десятилетия после конца эпохи импрессионизма во всём остальном мире. Радостный импрессионизм не противоречил явно установкам советских властей, и художники могли творить в этом стиле относительно спокойно.
Конец эпохи импрессионизма
Конец этого оптимистичного стиля не был связан с какой – либо трагедией. Импрессионизм просто вышел из моды с появлением других модернистских стилей. Сегодня работы импрессионистов считаются национальным достоянием и гордостью Франции. Обаяние яркой и оптимистичной эпохи и сейчас ощутимо в картинах Моне, Мане, Дега, Ренуара и Писарро. О тех временах человечество ещё не раз будет смутно вспоминать в тяжёлые годы двадцатого века. Пожалуй, из всех исторических стилей именно импрессионизм даёт самое естественное и живое ощущение природы, изменчивой, яркой и прекрасной!
Добавить комментарий