Стрит-арт, пожалуй, самое откровенное и смелое движение в искусстве. Оно особенно остро обращает внимание зрителей на злободневные и остросоциальные темы, которые актуальны во все времена. Создавая уличные шедевры, художники изображают свои самые искренние чувства и эмоции, а незаконность и адреналин являются незаменимой приправой, дополняющей конечное блюдо. Лидером такого направления, без сомнения, можно назвать британского стрит-арт художника Бэнкси. Возможно, это имя кто-то услышит впервые, но, увидев парочку его известных работ, сразу поймёт, что уже знаком с его творчеством. Бэнкси — самый коммерчески успешный граффитист, но, несмотря на это о нем нет никакой достоверной информации. Его личность до сих пор не раскрыта и окутана огромным количеством мифов и загадок. Но все же, кто этот таинственный мастер?
Ещё в 90-е имя Бэнкси стало синонимом провокации и социального протеста.
Его ироничные и остроумные работы, направленные против политики, войны, капитализма и морализаторства, становятся предметом охоты журналистов, фотографов, вандалов, художественных критиков и коллекционеров. Творчество живой легенды можно встретить по всему миру — от Америки до Палестины. И вот, наконец, шедевры загадочного автора добрались и до России. За три месяца работы выставки в Москве ее посетили 300 334 человека, а 14 сентября выставка открыла свои двери в Петербургском Манеже Конюшенного ведомства.У самого входа на выставку зрителей встретила огромная красная стена с подписью граффитиста — Banksy. Здесь же была возможность приобрести сувенирную продукцию с принтами и фирменной символикой, сфотографироваться в стиле работ художника или оставить свой тэг на разноцветной стене специальными маркерами. Далее зрителей ждала масштабная экспозиция, которая состояла из эскизов, стен, арт-объектов, 3D-объектов и целого интерактивного шоу. Выставочная коллекция насчитывает 68 подлинников, среди которых 27 являются оригиналами, написанными непосредственно рукой художника, и 41 тиражная работа. Как отметил организатор выставки Александр Начкебия, тиражные работы не являются репродукциями — это такие же подлинные работы Бэнкси, произведенные лимитированным тиражом. Кроме того, на выставке представлен фотопроект, состоящий из 50 фотографий уцелевших граффити Бэнкси, которые были найдены на улицах Великобритании. Эти снимки помогают раскрыть сюжетную линию экспозиции. Есть много фотографий работ Бэнкси, которые были вырезаны из стен и затем проданы на разных аукционах. Примером такого снимка является фотография вырезанного куска стены на месте, где были граффити «Мобильные любовники». Есть также фото этой картины, находящейся в стенах подросткового клуба, и фото этой же работы, уже представленной на аукционе. Важно отметить, что те образы, которые Бэнкси оставляет на стенах в виде граффити, он также выпускает как в ограниченных сериях принтов, так и создаёт оригиналы этих работ, используя тот же трафарет, а впоследствии продает их в частные коллекции.
Работы художника пропитаны иронией и насмешкой, но вместе с тем болью и состраданием. Например, работа «Стив Джобс» изображает ушедшего из жизни главу корпорации Apple в образе мигранта из Сирии. «Нас часто убеждают в том, что миграция — это ущерб для принимающей страны, но Стив Джобс был сыном сирийских мигрантов. Apple — компания с самым большим доходом в мире, ежегодно она платит семь миллиардов долларов налогов. И все это благодаря тому, что страна приняла к себе молодого сирийца из Хомса», — говорится в заявлении Бэнкси.
Также особое внимание художник уделяет проблеме равнодушия людей и показывает это на реальных примерах: перевёрнутая карета с золушкой в Dismaland — отсылка к смерти принцессы Дианы и факту, что первыми на место катастрофы приехали не полиция и скорая, а папарацци на мотоциклах. «Стань лучшим в искусстве обмана — и тебе не придётся становиться лучшим более ни в чём», — утверждал так и не пойманный бунтарь и шутник, который изменил представление мира о стрит-арте. Образы Бэнкси наполнены мифами современности, окутаны загадками и провокациями, благодаря которым уличное искусство приобрело небывалую популярность. Выставка продлится до ноября текущего года и будет крайне интересна любителям уличного искусства, ценителям качественных работ и просто тем, кому не безразличны остросоциальные темы и проблемы современного мира.
Анастасия Дергаева, специально для MUSECUBE
Добавить комментарий