«Эмпатия» — непростой выбор между соучастием и сочувствием

«Эмпатия» - непростой выбор между соучастием и сочувствием

27 апреля в Лофт Проекте «Этажи» состоялся перформанс «Эмпатия» Анны Волкоморовой. Из анонса мероприятия: «Наша цель состоит в том, чтобы показать, как действия одних людей влияют на других, как важно внимание, и что любое ваше решение образует огромные последствия».

 

Эмпатия, согласно Википедии, — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Авторы проекта ставят непростые вопросы перед зрителями: «Что важнее: как вы отнесётесь к незнакомцу? Или как к вам отнесутся, когда вы окажетесь этим самым незнакомцем?»

 

Перед непосредственно действием гостям было предложено надеть маски на нижнюю часть лица и бахилы – все черного цвета. Воспринималось немного жутко и как будто готовило к чему-то токсичному, ядовитому. Действие сопровождала довольно громкая и однообразная музыка. Публика, проявившая интерес к «Эмпатии», была преимущественно молодой и довольно неформальной.

 

Зрители свободно перемещались по пространству действия, переходя от одной сюжетной линии (инсталляции) к другой. Почти все снимали фото и видео. Но снимать действие, по-моему, значило бы разрушить созданную автором атмосферу приватности и одновременно вседозволенности. Здесь как будто стирались границы между людьми, между реальностью и искусством.

 

Одна инсталляция или сюжетная линия представляла собой стилизованную клетку, в которой находилась девушка в белье телесного цвета. Ее облик сочетал в себе агрессивность (шипы на теле, когти) и одновременно уязвимость. Один из участников перформанса предлагал покормить девушку или, если хочется, кинуть в нее надувной снаряд, наполненный водой. Он активно показывал пример подобных действий, и зрители были свободны в своих проявлениях.

 

Как проявить себя в отношении к человеку, который не может адекватно ответить? Приласкать, покормить, или ударить? Мало кто решался проявлять агрессию: «Я не могу в нее кинуть…», «А если она сейчас выпрыгнет?» Чувства девушки в клетке отзывались во мне страхом и предельным стыдом, слезы душили – настолько реалистично и жестоко смотрелась эта сюжетная линия перформанса.

«Эмпатия» - непростой выбор между соучастием и сочувствием

Действительно, сложно отважиться быть рядом с другим – униженным и страшным. «Я же должен(а)» как-то отреагировать – здесь не работает, только искренний порыв позаботиться о другом, помочь, поддержать, заметить человеческое достоинство, имея ввиду, что это риск быть в этот момент отвергнутыми и самому испытать стыд и уязвимость. Возможно, это то, что автор назвала «уникальным шансом стать частью и свидетелем проявлений добра или безразличия».

 

Следующая сюжетная линия перформанса – пара, в которой парень с оленьими рогами явно не хотел отпускать от себя девушку. Судя по красному цвету (кровь?) на их руках, можно было предположить, что находиться рядом друг с другом для них не безопасно. Сюжет намекал на созависимые отношения, и некоторые зрительницы прилагали усилия для «спасения» девушки.

 

Третья сюжетная линия представила собой «душевую кабину», в которой плакала (иногда громко рыдала) красивая девушка. Привлекательность девушки подчеркивалась блестками на теле и длинными волосами. Ее отчаянье напоминало поведение жертв сексуального насилия, растиражированное кинематографом.

 

Три сюжетные линии – три вида страдания. Или одно? Из отзыва зрителя: «Сказать о том, что вы там увидели — круто, классно или интересно, ничего не сказать. Несколько инсталляций, которые преследуют нашу жизнь и которые мы видим несмотря ни на что, хотим того или нет».

 

Способны ли мы сочувствовать (чувствовать вместе с другими) и откликаться на то, что чувствуем в ответ на проявление чувств другого? Иногда приходится признать собственное бессилие помочь другому пережить его боль – и в этом тоже уважение к чувствам другого. Покинуть или нет собственную «клетку» – этот выбор делает сам человек.

 

Мария Емельянова специально для Musecube

Фотографии предоставлены организаторами мероприятия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.