На балабановском путиРежиссер Алексей Балабанов, вне всякого сомнения, остается одной из самых значимых фигур отечественного кинематографа даже после смерти. Интерес к обширному творческому наследию не утихает, ретроспективы фильмов собирают полные залы зрителей, новые поколения приобщаются к удивительному и непростому миру его лент. Иным уровнем переосмысления биографии и фильмографии Алексея Октябриновича стала уникальная выставка-путешествие «Балабанов», открывшаяся в пространстве «Севкабель Порт» 13 октября.

Место это вовсе не кажется случайным: Васильевский остров всегда был для режиссера особой локацией, истинным местом силы, источником вдохновения, он же стал и его последним вечным пристанищем (Алексей Балабанов похоронен на Смоленском кладбище). Удивительное сочетание природного, старинного и пролетарского. Общая атмосфера пространства «Севкабель Порт» также во многом созвучна балабановским работам, поэтому концепция выглядит безукоризненно продуманной: до мелочей, до самых, казалось бы, второстепенных деталей.

Лейтмотив выставки – Путь. Иными словами, дорога жизни. Иначе говоря– река времени, несущая нас по ключевым вехам биографии великого режиссера и большого настоящего художника. Долгий насыщенный маршрут: с препятствиями, остановками, встречами и расставаниями. И творческими созиданиями, само собой. История жизни Алексея Балабанова рассказана увлекательно, предельно честно и с огромной любовью.

Вот детство: озорное, дворовое, счастливое. Вот школа с углубленным изучением английского языка, друзья и пластинки зарубежных исполнителей. Затем – педагогический институт и стажировка в Манчестере, после окончания учебы – армия. Эти этапы жизни окажут после ключевое влияние на творчество режиссера. Путь в кинематограф оказался не из простых, но Балабанову удалось достаточно быстро заявить о себе как о незаурядном таланте.

Первые же работы заставили говорить о нем как о настоящем состоявшемся художнике с удивительным взглядом на этот мир. Перенося на экран миры Беккета и Кафки, Балабанов невероятно точно попадал в нерв начала 90-х, в эпоху распада одного и созидания другого. Но главным воплощением пресловутых «лихих девяностых», разумеется, стал легендарный «Брат». О картине неистово спорят до сих пор, и разные люди диаметрально противоположно оценивают этот фильм. И выставка практически наяву переносит тебя внутрь этой истории: в наушниках аудиогида начинает звучать «Наутилус», с одной стороны от тебя – тот самый трамвай с зияющим пустым нутром, с другой – кладбищенская беседка. Создатели выставки придумали любопытный ход: сравнение жизнеописания Сергея Бодрова и Данилы Багрова, растянутое длинной биографической лентой. Спойлер: общего там практически ничего нет.

Самые горькие и мрачные события в жизни режиссера также отражены здесь. Это и трагедия на съемках картины «Река», и гибель Сергея Бодрова – после таких ударов судьбы Балабанов изменился навсегда. Стали иными и его фильмы: он экспериментировал с формой и содержанием, настойчиво обращался к теме смерти, эпатировал почтеннейшую публику. Фильм «Груз-200» до сих пор для многих является воплощением штампа «чернуха», прочие же видят в картине массу символов, образов и ключевых значений. На выставке есть шанс побывать внутри этой страшной не сказки, но были. Вы окажетесь в клаустрофобно крохотной комнатке с алыми туфельками, черно-белым телевизором и назойливым жужжанием мух – и вы просто на физическом уровне ощутите трупный запах разложения.

Но не шок-контентом единым интересна выставка. Так, при рассказе о картине «Жмурки» вас ждет экспозиция, оформленная в виде комикса по сюжету фильма. Остроумный и любопытный ход, дающий этой черной комедии новые смыслы. Также можно узнать и о неснятых фильмах режиссера, о его творчески несбывшихся мечтах – а их немало. Сложись иначе обстоятельства, мы бы увидели и экранное воплощение  набоковского романа «Камера обскура», и киноверсию биографии Сталина, и много чего еще. Тем не менее, наследие Алексея Октябриновича Балабанова продолжает быть с нами, дарить нам разные эмоции, побуждать к тем или иным действиям, направлять и вдохновлять. Сложно сказать наверняка, в чем секрет его работ: то ли в изящной простоте, наполненной подлинным художеством, то ли в откровенной правде жизни, без припудренности и лакированности.  Пересматривать их хочется бесконечно, хотя каждая сцена известна, а реплики давно выучены наизусть. Но выставка, посвященная великому режиссеру, откроет для вас Балабанова заново, даже если вы знаете и любите его, как родного.

Марина Константинова специально для Musecube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.