Новая кинолента Игоря Угольникова («Брестская крепость») и Дмитрия Месхиева («Человек у окна», «Свои», «Механическая сюита») «Батальонъ» посвящена, кажется, самой обделённой вниманием войны – Первой мировой. В центре сюжета уникальное событие, если не повернувшее ход истории, то уж точно внёсшее свою весомую лепту – создание в Российской армии женского батальона.
На дворе весна 1917 года. Россия пережила революцию, а Первая мировая (тогда ещё Великая) война длится уже без малого три года. Русские солдаты, уставшие от войны и попавшие под влияние большевистской пропаганды, отказываются выполнять приказы и вступать в ожесточённые бои, прикрываясь солдатскими комитетами. Вместо этого они братаются с немцами, пьют шнапс, жуют колбасу и ждут своего возвращения домой. По приказу Временного правительства создаётся женский «батальон смерти», целью которого пристыдить и вдохновить мужчин, а в случае чего и самим отправится в атаку, вместо расслабившихся и распустившихся солдат. В батальон вступают не только женщины-военнослужащие, но и дворянки, крестьянки, работницы и прислуга. Командование на себя берёт кавалер Георгиевского креста Мария Бочкарёва в блестящем исполнении Марии Ароновой. В конце июня, пережив жёсткую муштру и пройдя множество личных испытаний, женский «батальон смерти» в составе двухсот человек прибывает в действующую армию под Сморгонь и уже через неделю вступает в бой.
Прекрасную богатую историю дополняет не менее прекрасный актёрский состав: Марат Башаров, Мария Кожевникова, Алёна Кучкова, Валерия Шкирандо, Ирина Рахманова, Мила Макарова, Мария Антонова и прекрасная Мария Аронова. Удивительно насколько честно и искренне актрисы вложились в свои роли. Однако работа в военном фильме потребовала не только духовной и психологической самоотдачи, но и пота с кровью: вся военная подготовка проходила в реальных условиях, актрисы учились стрелять и преодолевать полосу препятствий, а актриса Валерия Шкирандо, исполнившая роль Веры Неклюдовой, призналась, что научилась работать с пулемётом «Максим» и профессионально подавать пулемётную ленту.
Сказать, что фильм преисполнен патриотизмом и любовью к Родине, пробирающей до костей, – сказать совершенно ничего. Неспроста символом фильма выбран цветок мак – символ женственности, красоты и смерти. Зрелище, как создания, призванные дарить жизнь, с глазами полными страха, но сердцами полными решимости, несутся на врага и навстречу к смерти, пугает. Ужас происходящего завораживает, заставляет задуматься: что их, хрупких и нежных, толкает на этот подвиг и какие последствия повлечёт за собой их отважное решение, что значит личность в мировой истории?
Альбина Борисенко специально для MUSECUBE
Добавить комментарий