«Люди Икс: Темный Феникс»: клякса в конце предложения

Сейчас мало кто вспомнит, что дорожку к массам кинокомиксы начали прокладывать вовсе не выходом «Железного Человека», а задолго до него — релизом еще в 2000 году фильма опального ныне Брайана Сингера «Люди Икс». Девятнадцать лет франшиза о мутантах, состоящая из 12 фильмов, держалась на плаву достаточно неуверенно, то демонстрируя небывалый профессионализм «Логаном» или «Первым классом», то захлебывалась, будучи утянутой на дно тяжеловесно-кошмарными «Начало. Росомаха», «Апокалипсисом» или «Последней битвой». По отношению к перечисленным «Темный Феникс» — не самый худший фильм франшизы. Но это оправдание совершенно не исключает факта, что финал превратили из уверенного восклицательного знака даже не в точку, а в растекшуюся каплю чернил в конце предложения.

 

90-е. Американский шаттл выходит из строя в открытом космосе, связи с кораблем нет, и правительство призывает на помощь команду мутантов. Спасательная операция едва не заканчивается гибелью Джин Грей, когда оказывается, что причиной необъяснимой поломки шаттла служит столкновение с неведомой сущностью. Но странная сила не убивает Джин, а становится часть ее самой. Девушка начинает вести себя импульсивно под гнетом давящего непонимания собственной личности, что разрушается, когда размываются выстроенные когда-то в голове девушки защитные барьеры.

 

Отчетливо заметно, что на этапе производства фильм не планировался финалом, а стал таковым уже в процессе покупки компанией Disney студии Fox, да и бесконечные пересъемки по переписанному на коленке сценарию явно не пошли на пользу конечной идее. А она была, и, судя по ощущениям, в качестве ориентиров стоял именно успешный «Логан», его мрачная эстетика и глубокая внутренняя драма. Из «Феникса» драму выжать не получилось, хотя она незримо присутствует в воздухе малыми концентрациями. Не получилась она во многом потому, что сюжет явно обделили логикой, кастрировав героев на уровне мотивации. Душевные метания Джин, у которой прожилки внутренней силы обладают большим актерским потенциалом, не имеют достаточного обоснования, отчего та становится обыкновенной обиженной девчонкой, действующей из побуждения смеси злости и силы.

 

Персонаж Софи Тернер ущемлен с точки зрения глубины сценарного подхода, но еще хуже, что в пользу ее героини отодвинули на задний план годами развиваемых мутантов вселенной: Магнето, Зверя, Мистик, Ксавье. Они ходят с вымученными лицами, готовые быть где угодно, лишь бы не в этом фильме (и ведь Лоуренс уже пыталась покинуть франшизу).

 

Персонажей мужского пола откровенно ни во что не ставят, открыто заявляя об этом фразой Мистик: «Может, разумнее называться «Женщины Икс»? Больше всех под раздачу попал Ксавье. Временные скачки, угроза Апокалипсиса и бездарный сценарий окунули арку персонажа в глубокий сосуд унижений, превратив некогда рассудительного и жертвенного героя в тщеславного и равнодушного любителя приложиться к бутылке, для которого детские жизни – ничто пред страхом снова очернить образы «Людей Икс» в глазах людей. Даже Магнето, олицетворение слепой ненависти, вдруг становится гораздо более к себе располагающим, если попытаться не видеть истеричных метаний «во имя Рэйвен». У героев будто триггер стоит на Мистик. Они мечутся, сгорая от желания убивать и защищать, не особо осознавая, зачем конкретно им это надо, кроме как «потому что Рэйвен так поступила бы».

 

Молодняку разогнаться не дали вовсе, обделив зрителя даже излюбленной и горячо ожидаемой сценой с Ртутью. Видимо, во вселенной мутантов от Fox кончились культовые песни. Но о них как раз жалеть и не нужно, потому что все с лихвой окупил Ханс Циммер, который выжал все из музыкальных инструментов, создав саундтрек, по мощи во много раз превышающий заявленную фильмом. Главное, чтобы провал ленты на заставил его снова отречься от написания музыки к супергероике, иначе кто будет спасать положение, скрашивая увядающие зрительские эмоции.

 

Потому что в «Темном Фениксе» это не удалось даже графической составляющей. Сносную, кое-где приличную графику, какая весьма недурно смотрелась бы в формате IMAX, превратили в посредственную раскраску во всех смыслах ужасной операторской работой. Мауро Фиоре (обладатель «Оскара» за операторскую работу в «Аватаре») большую часть времени снимает с колен или под потолком. Картинка дергается, словно у нее случился эпилептический припадок, заставляющий страдать зрителей от невозможности зацепиться глазом хоть за что-то.

 

И так в «Темном Фениксе» во всем, начиная с антуража, который ни в коей мере не передает дух 90-х (даже тематическими футболками), заканчивая скомканным сценарием. Ощущение, будто зрителю чего-то не показали между склейками, не оставляет ни на минуту, и только слышно, как где-то отдаленно кричит застрявшая в одном из стыков мотивация антагониста, но как-то слабенько, почти шепотом, мучительно умирая, зажатая феминистическими идеями, неубедительной драмой и убогими потугами создать нечто грандиозное.

 

Ирония, но Саймон Кинберг погубил то, что курировал многие годы, ошибочно полагая, что продюсирование и режиссирование — равно. Так финал даровал актерам свободу через предсмертную агонию.

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.